Цифровизация защитит рынок ЕАЭС от контрафактной продукции

06.04.2021 Точка зрения

Одним из самых чувствительных вопросов развития общеевразийского рынка является сфера техрегулирования и защита прав потребителей. 2020 г. в этом отношении был непростым – пандемия отразилась на системе оценки соответствия продукции и не только. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. предусматривают целый ряд изменений, которые должны усовершенствовать существующие механизмы. О том, какие перспективы ждут сферу технического регулирования ЕАЭС, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал директор Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Тимур Нурашев.

– Тимур Бекбулатович, как повлияла пандемия на свободу обращения продукции на рынке ЕАЭС и какие меры были предприняты для обеспечения ее безопасности?

– Безусловно, в условиях сложившейся в 2020 г. эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID-19, основной задачей Комиссии являлось создание условий для свободного передвижения продукции с обеспечением подтверждения ее безопасности. А это как раз стало непросто, так как страны вводили временные режимы ограничений, в том числе по передвижению между странами.

К примеру, в ряде случаев при оценке соответствия серийно выпускаемой зарубежной продукции требованиям технических регламентов Союза стал невозможным выезд органов по оценке соответствия для оценки производства и отбора образцов (проб) продукции. Кроме того, введенные ограничения повлияли и на сроки проведения процедур аккредитации испытательных лабораторий.

Все это требовало принятия оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации в ЕАЭС. В связи с этим были введены меры по упрощению процедуры оценки соответствия продукции, в частности, введено понятие «дистанционная оценка» в тех случаях, когда требовалось применить удаленный метод проведения процедур оценки без выезда на объект с использованием средств дистанционного взаимодействия (аудио– видео– конференцсвязи).

Подтвердила свою актуальность в период пандемии задача перехода на электронные формы разрешительных документов в сфере оценки соответствия. Ее выполнение неразрывно связано с интеграцией национальных информационных систем средствами интегрированной информационной системы ЕАЭС. К решению этой задачи Комиссия во взаимодействии с уполномоченными органами стран Союза приступила еще два года назад и сегодня результатом этой работы стала поправка в Договор о Союзе в сфере технического регулирования. Страны пришли к консенсусу, что документы об оценке соответствия оформляются в электронном виде и (или) в бумажном виде в порядке, утверждаемом Комиссией.

Переход к электронным формам минимизирует риски недобросовестных действий в отношении документов об оценке соответствия, существенно снизит затраты, как финансовые, так и временные, участников рынка. Данный подход повысит доверие к достоверности результатов оценки соответствия, а также будет способствовать снижению на рынке Союза количества контрафактной продукции.

Принятый комплекс технических регламентов (49 приняты, 43 вступили в силу) охватывает между государствами-членами ЕАЭС более чем 80 % взаимопоставляемой продукции.

Несмотря на пандемию, в 2020 г. активно велась работа по согласованию и доработке проектов технических регламентов и проектов изменений в существующие технические регламенты. Проведена работа по переносу сроков вступления в силу отдельных технических регламентов Союза и сроков начала применения некоторых стандартов и методик. В результате был принят новый технический регламент ЕАЭС – «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (ТР ЕАЭС 49/2020). Внесены изменения в ряд техрегламентов – на молоко и молочную продукцию, на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В этом году продолжена работа по подготовке проектов еще 12 новых техрегламентов ЕАЭС и 42 проектов изменений к принятым техрегламентам.

Для реализации техрегламентов Союза одинаково во всех государствах – членах важно выстроить четкий механизм разработки единых для них стандартов.

Ежегодно Комиссия проводит работы по актуализации Перечней стандартов. В 2020 г. были актуализированы Перечни стандартов к 8 техрегламентам: на соковую продукцию, упаковку, табачную продукцию, средства индивидуальной защиты, парфюмерно-косметическую продукции, оборудование для работы во взрывоопасных средах, продукцию легкой промышленности, пиротехнику. Также приняты Программы разработки стандартов к техрегламентам, регулирующим безопасность аттракционов и оборудования, работающего под давлением.

Особо хочу отметить начатую в прошлом году сложную работу по имплементации через технические регламенты положений Типовых схем оценки соответствия, которые являются своеобразным Кодексом оценки соответствия, определяющим общее горизонтальное законодательство Союза. Комиссия совместно со странами, экспертами разрабатывает изменения в раздел «Оценка соответствия» 43 технических регламентов, вступивших в силу на сегодня. Изменения к трем из них уже готовы к принятию, еще 7 находятся на различных стадиях разработки и согласования.

– В рамках Союза наряду с установлением обязательных требований к продукции одним из ключевых вопросов также является защита рынка ЕАЭС. Что делается в сфере государственного контроля за соблюдением требований единых технических регламентов?

– Несомненно, работа, проводимая в рамках Союза с целью перезагрузки систем аккредитации и оценки соответствия за счет повышения прозрачности и жесткости применяемых механизмов, даст импульс для развития системы защиты общего рынка Союза от опасной продукции. И, конечно, необходимо выстраивание системы государственного контроля (надзора) на едином рынке Союза, не только эффективно реагирующей на существующие риски, но и предупреждающей их возникновение. Для этого важно унифицировать принципы и подходы к запрету выпуска в обращение и изъятию из обращения продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

Соглашение o принципах и подходах к осуществлению государственного контроля (надзора), пописанное в феврале 2021 г., служит реализацией этой цели. Переход от сплошного контроля к выборочному, предупредительному контролю, основанному на анализе степени риска, связанного с той или иной продукцией или хозяйствующим субъектом – важнейшее нововведение этого документа. Такой подход будет способствовать повышению эффективности государственного контроля и надзора через диалог государственных органов и согласованность их действий по обнаружению небезопасной продукции на рынке стран Союза, а наличие исчерпывающего перечня оснований для проведения внеплановых проверок снизит нагрузку на бизнес.

Модель риск-ориентированного подхода предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований технических регламентов Союза. Цель данного метода – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при госконтроле, снижение издержек юридических лиц и предпринимателей, а также повышение результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации государственного контроля (надзора).

Сегодня сфера государственного контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с законодательством государств-членов, продолжает вызывать определенные нарекания как со стороны потребителей, так и бизнеса и госорганов. При этом международная практика на многочисленных примерах доказывает, что ключевыми аспектами корректного, эффективного и действенного государственного надзора является его проведение на основе единых подходов с обеспечением тесного взаимодействия всех вовлеченных органов, причем механизмы разрешения спорных вопросов в ряде случаев выходят на первый по важности план.

В развитие Соглашения с учетом утвержденных Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. запланировано утверждение двух документов, нацеленных на снятие ряда проблемных вопросов взаимных поставок продукции, рассмотрения спорных вопросов, возникающих в ходе государственного контроля, и синхронизацию действий органов надзора. Их подготовку мы планируем завершить до конца 2021 г. Также будет создана единая информационная система об опасной продукции, которая позволит обеспечить оперативное взаимодействие органов контроля государств ЕАЭС, что поможет снизить риски появления и распространения небезопасной продукции на общем рынке.

Эта система призвана не только защитить рынок Союза, но и стать инструментом по предотвращению необоснованных запретов взаимных поставок продукции. Наличие такой информационной системы позволит потребителю получать своевременную в режиме «онлайн» информацию о небезопасной продукции, в том числе импортной.

За основу информационной системы будут взяты результаты пилотного проекта «Система информирования об опасной продукции». Он был запущен в 2018 г. в тестовом режиме, в рамках которого отрабатывается оперативное взаимодействие между органами госконтроля и Комиссией. Пилотный проект реализуется на примере шести техрегламентов, устанавливающих единые обязательные требования к низковольтному оборудованию, колесным транспортным средствам, продукции для детей и подростков, игрушкам, мясной и молочной продукции.

– В рамках Союза сегодня ведется работа по созданию проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС». Расскажите, какова его основная цель, каких успехов уже удалось добиться?

– Цифровая трансформация – это глобальный мировой тренд, который затронул и наш Союз, и страны, в него входящие, который меняет, перестраивает процессы взаимодействия Комиссии, уполномоченных органов и бизнес-сообщества. Начало 2021 г. стало существенным шагом навстречу цифровизации технического регулирования: на заседании Коллегии Комиссии, состоявшемся 26 января этого года, были рассмотрены и одобрены основополагающие документы для нового цифрового проекта Союза. Этот этап работы стал своеобразным «промежуточным итогом» тщательной и подробной проработки инициативы создания системы сервисов технического регулирования, поступившей в ЕЭК в конце 2019 г., постепенно превратив ее в полноценный цифровой проект, получивший название «Цифровое техническое регулирование в рамках Союза».

На наш взгляд, проект был инициирован очень своевременно, и поступил именно в тот момент, когда система технического регулирования с учетом векторов развития особенно нуждается в применении цифровых технологий и цифровизации основных процессов.

В его рамках будет обеспечена возможность отображения необходимых пользователям данных и информации применительно к точно идентифицированным объектам технического регулирования, а также предоставление всем участникам рынка необходимых данных и доступа к цифровым сервисам для обеспечения цифровизации процессов проектирования, производства и вывода продукции на рынок.

Проект предполагает перевод единых обязательных требований и процедур допуска продукции на рынок в машинопонимаемый формат, что позволит взаимоувязать требования техрегламентов с положениями документов, направленных на их реализацию – стандартов, методик и других, – и, таким образом, обеспечить свободный доступ к концентрированной, полной и достоверной информации.

В целях обеспечения взаимодействия Комиссии, уполномоченных органов и бизнеса при осуществлении разработки обязательных требований, проектировании, производстве, выпуске на рынок, экспорте и импорте инициатива предусматривает достаточно гибкую архитектуру. В качестве первоочередных областей для цифровой трансформации технического регулирования паспортом проекта определены следующие: разработка технических регламентов Союза и перечней стандартов к ним, формирование единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в Союзе, оцифровка полного набора данных о требованиях к продукции. Данные из перечисленных сервисов будут предоставляться заинтересованным лицам на безвозмездной основе.

Помимо системы из трех цифровых сервисов, которые составляют ядро проекта – наднациональный компонент, система также будет включать ряд вспомогательных подсистем, служб и инфраструктур, подключенных извне. При этом проект предусматривает возможность подключения ряда внешних сервисов. Проект планируется реализовать в 5 этапов, закрепленных в Верхнеуровневом плане, общий период разработки продлится до конца 2023 г.

В качестве ключевых результатов я хотел бы отметить следующее. Во-первых, производители государств-членов Союза получат преимущества от ускорения процедур вывода продукции на рынок за счет их перевода в цифровой машиночитаемый формат. Во-вторых, будут снижены расходы участников рынка, как финансовые, так и временные, на получение достоверной и полной информации об обязательных требованиях к продукции. Сегодня многие предприятия пользуются услугами экспертных посреднических организаций. После внедрения проекта такая необходимость отпадет. И самое главное – реализация данного цифрового проекта имеет перспективное значение для устранения имеющихся препятствий на внутреннем рынке Союза, так как скорейшее установление единых требований является одной из действенных мер по устранению барьеров в торговле.

-  Каковы перспективы дальнейшей евразийской интеграции в сфере технического регулирования?

– Формирование единого рынка безопасной продукции механизмами технического регулирования неизбежно приводит к новым задачам, еще более сложным и многогранным. Дальнейший вектор развития сферы технического регулирования заложен в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., утвержденных 11 декабря 2020 г. главами государств Союза. Перечень мер и механизмов, установленных Стратегией, фактически является «дорожной картой» развития интеграции. Выполнение «дорожной карты» предусматривает проведение ряда мероприятий, направленных на совершенствование системы технического регулирования и обеспечение системного развития стандартизации.

Запланированные мероприятия направлены на реализацию основных задач в сфере технического регулирования Союза – защита рынка ЕАЭС от небезопасной продукции и устранение барьеров в торговле. Для этого необходимо создать эффективный механизм защиты общего рынка от такой продукции; осуществить переход к новым подходам к оценке соответствия продукции; обеспечить проведение эффективного мониторинга исполнения решений в сфере технического регулирования; создать евразийскую систему обеспечения качества продукции.

На сегодня запланирована работа по актуализации Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования, совершенствование порядка разработки технических регламентов для ускорения процедур разработки и актуализации.

Планируется внедрение системы оценки научно-технического уровня технических регламентов и перечней стандартов к ним. Целью этой меры является поддержание комплекса обязательных требований к продукции на современном научно-техническом уровне, соответствующем развитию промышленности Союза, и обеспечение механизма постоянного совершенствования этих требований с учетом развития технического прогресса и запросов государства, бизнеса и потребителей стран Союза.

Для повышения эффективности работы по стандартизации в рамках Союза ведется работа по обеспечению системного планирования работ по стандартизации, применению прогрессивных международных и региональных стандартов. Меры по реализации этого механизма активно обсуждаются на площадке Комиссии в рамках Подкомитета по стандартизации при Консультативном комитете по техническому регулированию и применению СФС-мер [санитарных и фитосанитарных мер – «ЕЭ»] и Совета руководителей государственных (национальных) органов по стандартизации.

В 2020 г. Комиссией совместно с государствами-членами ЕАЭС осуществлялась разработка проекта Руководства по координации работ в области стандартизации ЕАЭС и изменений в Порядок разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов. В текущем году данные документы будут представлены для утверждения Коллегией Комиссии.

В сфере аккредитации для достижения равнозначности применяемых процедур запланировано установление порядка осуществления органами по аккредитации государств-членов взаимных сравнительных оценок, усовершенствование механизма ведения единого реестра органов по оценке соответствия Союза, в том числе включения аккредитованных на национальном уровне органов по оценке соответствия в указанный реестр и исключения из него недобросовестных органов по оценке соответствия. Это, наряду с мерами по совершенствованию системы государственного контроля (надзора), даст импульс для развития системы защиты общего рынка Союза от опасной продукции.

Новым перспективным направлением в рамках развития единой системы технического регулирования Союза, предусмотренным Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., является развитие систем обеспечения качества продукции. Для его реализации будет принята Концепция создания евразийской системы обеспечения качества продукции, предусматривающая, в том числе, развитие национальных инфраструктур качества продукции. Актуальность данного направления обусловлена вызовами конкуренции на мировом рынке товаров и необходимостью принятия согласованных мер по повышению качества и конкурентоспособности продукции, производимой в государствах Союза.

Источник: «Евразия.Эксперт»

 

 


Поделиться:





Подписка на новости