Американцы хотят знать, что едят

04.03.2014 Новости промышленной политики и технического регулирования

Мы есть то, что мы едим. Вряд ли кто-то сомневается в утверждении, что качество еды прямо и непосредственно связано со здоровьем. Именно поэтому важно знать, каков состав того, что мы ежедневно покупаем в магазине и кладем на свою тарелку.

Управление по контролю за качеством продуктов питания и лекарственных средств США (FDA) вновь предложило внести изменения в маркировку продуктов питания. Изменения прежде всего касаются двух ингредиентов - добавленного сахара и жиров. Оба эти показателя связаны с проблемой ожирения населения страны.

Каждый, кто бывал в США, ужасается количеству встреченных на улицах городов людей с огромным весом. Но это беспокоит и власти страны, и врачей. Так, в руководстве по питанию, опубликованном еще в 2010 году, говорится, что граждане США потребляют слишком много добавленного сахара и его потребление следует снизить. FDA предлагает указывать добавленный сахар в маркировке всех продуктов отдельно от общего количества сахара в них. А при указании общего объема жиров в продукте предлагается отдельно указывать еще и насыщенные, и транс-жиры. Но при этом отказаться от указания общей калорийности жиров, так как научные исследования показывают, что указание типа жира намного важнее, чем калорийность.

Помимо этого, предложено указывать на упаковках продуктов количество калия и витамина D - первый важен для здоровья костей, второй благотворно влияет на артериальное давление. Однако некоторые граждане США недополучают эти питательные вещества, что повышает риск хронических заболеваний. Витамины A и C, напротив, больше не будут обязательными на маркировке, хотя производители могут заявлять их добровольно.

Кроме этого, FDA предлагает пересмотреть суточные нормы для натрия, клетчатки и витамина D. Они используются для расчета процентов от суточной нормы на маркировке - такая информация помогает потребителям оценить питательную ценность купленных продуктов в контексте суточного рациона.

Предлагается помимо указания на упаковке о количестве порций в ней пересмотреть и размеры порций, они должны отражать реальное количество потребляемой еды. Каждому из нас приходилось есть, к примеру, йогурт или десерт из упаковки, которая явно превышает нормальный размер. Но на вторую порцию не тянет, а выбросить все же жалко - в результате мы просто переедаем. Так хитроумный продавец по сути диктует нам размер порции вместо того, чтобы удовлетворять реальную потребность.

В США убедились, что с 1994 года, когда были впервые введены нормированные размеры порций, в стране изменилось количество потребляемой еды и напитков. По закону, размеры порций должны соответствовать тому, что люди едят на самом деле, а не тому, что, по мнению производителей, они "должны” есть. Помимо этого, на упаковках нужно указывать информацию о калорийности и питательной ценности для всей упаковки продукта, которую можно употребить за один раз, а не на 100 граммов, как это принято у нас, например. Это тоже нередко вводит потребителя в заблуждение.

Все эти изменения, говорится в заявлении FDA, должны отражать последние научные данные, которые указывают на связь питания и таких хронических заболеваний, как ожирение и сердечно-сосудистые. По мнению ведомства, необходимо также увеличить и размер шрифта для ключевых показателей - калорийности и размера порции.

Маркировке продуктов питания как методу профилактики неинфекционных заболеваний сегодня уделяют большое внимание многие страны. С декабря 2014 года расширенная маркировка продуктов питания станет обязательной и в ЕС.

Но так ли уж способствует полная маркировка на продуктах оздоровлению потребителей? В  США провели исследование с участием 10 тысяч человек. Они отвечали на анкеты о своем обычном питании в 2005 и в 2010 годах. Выяснилось, что всего за пять лет рацион среднестатистического американца значительно улучшился: суточная калорийность снизилась на 78 килокалорий; потребление жиров упало на 3,3%, насыщенных жиров - на 5,9%, в результате  количество потребляемого холестерина снизилось на 7,9%. Зато на 7,5% выросло потребление клетчатки.

Помимо этих показателей, повысилось и внимание к составу пищи в целом. Так, на маркировку продуктов питания стали обращать внимание 42% трудоспособного населения и 57% людей преклонного возраста. 75% опрошенных сказали, что хотели бы видеть аналогичную информацию и о пище, которую подают в заведениях общественного питания - ресторанах, кафе, закусочных. Конечно, вместе с изменением маркировки в США действовали и различные социальные проекты, направленные на оздоровление нации. Тем не менее, именно благодаря наглядной маркировке американцы стали чаще питаться дома, так как в среднем на 20% улучшилось качество домашней еды. Кроме того, более 3% населения поверили в то, что смогут уменьшить свой вес.

Мы пока еще не достигли такого уровня ожирения, как американцы. Но согласно статистике, и в нашей стране от избыточного веса страдает 55% населения, многие стремятся похудеть. Правда, в качестве способа борьбы с лишними килограммами 80% худеющих выбирают диету, а не более требовательный подход к ежедневному рациону. Тем не менее, большинство считает, что подробная маркировка на продуктах могла бы помогать в составлении рациона. Но даже если не иметь в виду проблемы похудания, многие люди просто хотели бы есть здоровую пищу - таких, согласно опросу, у нас 49%.

Тем не менее, Россия пока отстает в информировании потребителей о составе продуктов, а наши инициативы по включению в маркировку продуктов в виде знака качества и содержания ГМО не затрагивают ключевых показателей, важных для здоровья. Большинство продуктов питания нельзя найти и в таблицах калорийности, а данных, которые есть на упаковке, не хватает для точного составления рациона. Нет у нас и легко читаемой цветовой маркировки на лицевой стороне упаковок, как во многих странах. Она позволяет сразу оценить полезность продукта по цвету: зеленый - полезный продукт, красный - небезопасный.

Поэтому наши потребители продолжат покупать закуски, сладости, десерты, соусы, консервы, мюсли и другие продукты, прошедшие государственный контроль и не содержащие ГМО, но зато содержащие вредные количества сахара, соли и жиров. Выбирая сливочное масло, мы по-прежнему не знаем, сколько его можно съедать без вреда для здоровья. Потому что на упаковке не указано, что в день рекомендуется есть не больше 10 г этого продукта, а превышение этой нормы грозит ростом уровня "вредного" холестерина, который вызывает сердечно-сосудистые заболевания.

- Конечно, маркировка должна измениться, необходимость в этом есть, что видно и в магазинах, где многие люди внимательно читают этикетки продуктов, - считает руководитель Национального исследовательского центра "Здоровое питание" профессор Олег Медведев. - Проблема состоит в том, что у нас информации на ней мало для принятия взвешенного решения. Расширенная маркировка откроет истинную ценность продукта. Производитель будет обязан указывать количество холестерина, вредных транс-жиров и насыщенных жиров, соли и сахара на своей продукции. Сегодня эта информация пока еще скрыта от покупателя. А именно эти данные могут значительно улучшить здоровье россиян.

Решения об этом должны приниматься на государственном уровне подобно тому, как принимаются законы и нормативные акты о лекарственных средствах или БАДах. Хотя у нас и приняты Основы государственной политики в области здорового питания населения до 2020 года, но в них не обозначена задача полного информирования населения о составе продуктов питания и об ответственности производителей в этой области. В результате на днях Госдума отклонила даже законопроект, содержащий требование к производителям указывать на упаковках продукта содержание пищевой добавки глутамата натрия (усилителя вкуса Е621), хотя  есть научные данные о его вреде для здоровья. В заключении профильного комитета Госдумы говорится, что эта сфера относится к предмету регулирования техническими регламентами Таможенного союза. Сколько лет нам придется ждать, пока Таможенный союз утвердит регламенты на все виды продуктов питания, когда работа над каждым идет не один год, остается только гадать.

На обсуждение предложенной FDA расширенной маркировки продуктов отведено 90 дней, после которых решение будет принято.

 

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 3 марта 2014 г.

 


Поделиться:





Подписка на новости