Национальный бренд подадут к столу

07.10.2015 Новости промышленной политики и технического регулирования

Власти Татарстана вводят добровольную сертификацию сельскохозяйственной продукции, надеясь повысить конкурентоспособность местных производителей. Продуктам планируется присваивать бренд «Национальная торговая марка Республики Татарстан», который по замыслу чиновников будет означать, что отмеченный им товар по качеству превосходит продукцию конкурентов. Эксперты и участники рынка по-разному оценивают возможный эффект от добровольной сертификации. Одни считают, что покупатели действительно могут обратить внимание на новую маркировку. Другие указывают, что сертификация не станет для продукта пропуском на полки крупных федеральных сетей.

Татарстан до конца этого года намерен ввести добровольную сертификацию продуктов питания местного производства. Об этом вчера на пресс-конференции сообщил директор ГУП «Национальная торговая марка» (НТМ) Илсур Сафиуллин. В результате сертификации продуктам планируется присваивать бренд «Национальная торговая марка Республики Татарстан», который будет означать, что продукция соответствует «повышенным, по сравнению с официально принятым, требованиям по качеству», а также «требованиям по преобладанию доли отечественных ингредиентов». Предполагается, что сертификат будет подтверждаться ежемесячно. «Если ты не соответствуешь заявленным стандартам, мы будем снимать наш лейбл и сообщать населению: что эта колбаса лишена „национальной торговой марки“, и дальше за ее качество мы не отвечаем», — пояснил господин Сафиуллин. Он полагает, что таким образом у местных производителей появится «стимул повышать качество». Кроме бренда «Национальная торговая марка», планируется также использовать бренды «Свой продукт», «Честный продукт», «Юмарт» (в переводе с татарского — «щедрый»), «Намус» («совестливый»), которые намерен зарегистрировать ГУП. Сертификация для производителей будет осуществляться организациями, аккредитованными при ГУП за плату.

Напомним, об «объединении наших сельхозпроизводителей под единой торговой маркой» говорил год назад президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая с посланием Госсовету республики. Для создания такого бренда, а также для «продвижения сельскохозяйственной продукции Республики Татарстан на внешние рынки, повышения ее качества и конкурентоспособности, максимального импортозамещения» правительством республики было создано ГУП НТМ.

В первую очередь сертификации планируется подвергнуть мясную продукцию. Специально для этого 10 октября в Агропромпарке «Казань» пройдет первый республиканский фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка РТ» в номинации «Казылык» с присвоением сертификатов продукции победителей. Участие в конкурсе стоит 10 тыс. руб. за единицу продукции. По словам Илсура Сафиуллина, на предложение участвовать в конкурсе откликнулись крупные производители — «Челны-бройлер», «Камский бекон», «Пестречинка», «Али и его сыновья». Мелкие производители интерес к фестивалю не проявили, как полагает господин Сафиуллин, из-за не очень высокого качества их продукции. В дальнейшем Илсур Сафиуллин хочет провести конкурсы для молочной продукции и национальной выпечки. Он рассчитывает, что фестиваль получит популярность, как Oktoberfest в Германии или праздник молодого вина во Франции.

Глава ассоциации фермеров Татарстана Камияр Байтемиров считает, что сертификация должна быть доступной для фермерских хозяйств. В противном случае, сказал он „Ъ“, «на рынок опять выйдут те крупные предприятия, которые уже присутствуют на нем». При этом он отмечает, что к ряду крупных предприятий есть «определенные вопросы» по качеству и экологичности товаров. В связи с этим у него «большие опасения», что такую продукцию можно будет называть «Национальной маркой». «Но с чего-то надо начинать. Необходимо проработать строгий регламент, создать на каждом этапе производства и переработки контроль, тогда мы сможем называть вещи своими именами», — подчеркивает господин Байтемиров.

Андрей Андреев, заместитель гендиректора УК «Просто молоко» (управляет мощностями признанного банкротом крупнейшего в Татарстане молочного холдинга «Вамин Татарстан»), сомневается, что добровольная сертификация сможет повысить продажи производителей, отмечая, что награды не являются пропуском на полки федеральных сетей. «Мы постоянно участвуем в российских конкурсах, привозим награды из-за границы, но на продажи это не влияет», — говорит он. При этом господин Андреев подчеркивает, что для покупателя важно «приобретать качественный продукт» и он отдает предпочтение знакомым ему брендам. Впрочем, собеседник „Ъ“ добавил, что участвовать в проекте «Национальная торговая марка Республики Татарстан» для крупных производителей важно «политически».

«Добровольная система сертификации действительно может привести к росту спроса на маркированную сельскохозяйственную продукцию», — считает аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. Он отмечает, что «на фоне снижения конкуренции на отечественном рынке из-за продовольственного эмбарго наблюдается снижение качества продукции на прилавках», а в подобных условиях потребители «внимательнее следят за покупаемыми брендами». Дополнительные расходы производителей, полагает аналитик, будут компенсированы ростом объема продаж. В целом же он не прогнозирует «заметного» эффекта от введения сертификации для регионального рынка в целом, хотя допускает «замедление падения розничного товарооборота».

 

Кирилл Антонов

Коммерсантъ (Казань) №184 от 07.10.2015

 


Поделиться:



Подписка на новости