Запись на гильотину открыта

10.07.2019 Новости промышленной политики и технического регулирования

Правительство определило список 45 рабочих групп, которые будут обсуждать применение «регуляторной гильотины» в контексте контрольно-надзорной деятельности (КНД). В 13 группах снятие с 2021 года устаревших и избыточных требований останется делом профильных ведомств, в 15-ти — видимо, почти не выйдет за пределы отрасли. В 17-ти (а возможно, и большем числе групп) конструкция будущего госрегулирования будет формироваться коллегиально, то есть с большой вероятностью конфликтно,— хотя в каждой такой группе есть головное ведомство, пересмотру подлежат нормы всех ведомств—участников группы.

Как сообщила вчера пресс-служба правительства, 5 июля в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о КНД и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 года, а работа над «гильотиной», оформленной дорожной картой №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, фактически началась с 28 июня, когда господином Чуйченко был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению. Заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов объявил алгоритм работы всех групп:

  • на первом этапе они определят список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона),

  • на втором — риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования,

  • на третьем — сформулируют способ управления ими.

Исходя из этого, видимо, и станет очевиден критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.

Как пояснил “Ъ” источник в Белом доме, во всех 45 рабочих группах есть головные ведомства (например, МЧС в группе «Пожарная безопасность»), а также участвующие в обсуждении, «сочувствующие» госорганы (Минприроды, Рослесхоз и Ростехнадзор). В рамках заявленной тематики требования будут рассматриваться комплексно: анализу должны подвергаться обязательные требования всех ведомств, вошедших в группу, чтобы исключить дублирование. Напомним, часть видов госрегулирования (например, все финансовое и банковское) исходно не рассматривалось как предмет «гильотинирования» или даже как предмет обычной реформы КНД, а значительная часть попавших в проект ведомств пыталась избежать участия в нем — последним “Ъ” писал о такой попытке Минтруда (исходя из списков Константина Чуйченко, попытка оказалась неудачной). Как пояснил Юрий Любимов, в отношении еще пяти госорганов вопрос применения «гильотины» пока обсуждается, то есть список может увеличиться до 50 за счет ФСБ (рыболовство в морских водах), Минюста (НКО), Росгвардии (оборот оружия, контроль безопасности объектов ТЭК), Росфинмониторинга (легализация доходов) и ФСТЭК (объекты критической информационной инфраструктуры). Под вопросом и блок требований ФСБ и Росгвардии к антитеррористической защищенности.

Нынешние 45 групп можно разделить на три категории (см. таблицу). В 13 группах головное ведомство будет само определять новую модель КНД: таковы, например, две темы ФАС, контроль МВД миграции, Минфин с контролем оборота драгметаллов и аудиторов, ФНС с контролем касс, Минкульт со всей культурой. Очевидно, что ведомств-конкурентов в таких вопросах было достаточно, а самое проблемное решение в этой части — оставить Роспотребнадзор с темой торговли наедине.

Еще 15 групп будут отраслевыми. Например, обсуждать регулирование коллекторской деятельности будут ФССП (головное ведомство) и Минюст; воздушного транспорта — Росавиация (головное), Минтранс и Ространснадзор; лесное регулирование — Рослесхоз и Минприроды. Здесь большое значение будут играть система связей между ведомствами одного профиля и их нынешняя и историческая подчиненность — соответственно, вероятность перемен ниже.

Наконец, в 17 группах полная или мягкая «отраслевая изоляция» невозможна, новую модель КНД будут искать очень разные ведомства, и ценой вопроса для всех будет отмена полномочий, стоящих за «гильотинированными» правовыми актами. Регулирование энергетики (головное — Минэнерго) будут обсуждать Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия и ФАС; здравоохранение (головным является Росздравнадзор) — еще и ФМБА, Минздрав и Роспотребнадзор; фармацевтику — Росздравнадзор (головной), Минздрав и Минпромторг. Логика назначения головных ведомств не всегда очевидна, как и их полномочия. Например, непонятно, кто в итоге скажет «последнее слово» в формировании практик КНД на железнодорожном транспорте — Ространснадзор как головное ведомство, Росжелдор как профильное или Минтранс как отраслевое. Очевидно, ближайшие полтора года будут потрачены и на выяснение этих вопросов, в административной логике предельно важных, и вряд ли эти дискуссии будут бесконфликтными.

Дмитрий Бутрин, Евгения Крючкова

 

45 утвержденных рабочих групп по «регуляторной гильотине»

Тема КНД

Головное ведомство

Участники рабочей группы помимо головного ведомства

Обсуждение «гильотины» ведомствами из разных отраслей

1

Безопасность дорожного движения

МВД

Минтранс, Ространснадзор

2

Здравоохранение

Росздравнадзор

Минздрав, ФМБА, Роспотребнадзор

3

Фармацевтика и медицинские изделия

Росздравнадзор

Минздрав, Минпромторг

4

Образование

Рособрнадзор

Минобрнауки, Минпросвещения

5

Оценка соответствия

Росаккредитация

Минэкономики, Минпромторг, Росстандарт

6

Животноводство

Россельхознадзор

Минсельхоз, Минприроды, Росприроднадзор

7

Растениеводство

Россельхознадзор

Минсельхоз

8

Рыболовство

Росрыболовство

Минсельхоз, Росприроднадзор, ФСБ

9

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Минстрой

Ростехнадзор

10

Автомобильный транспорт

Ространснадзор

Минтранс, МВД, Росавтодор

11

Трудовые отношения и охрана труда

Роструд

Минтруд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор

12

Социальное обслуживание

Роструд

Минтруд, Минздрав, Росздравнадзор

13

Земля и недвижимость

Росреестр

Минэкономики, Минсельхоз, Минприроды, Россельхознадзор

14

Пожарная безопасность

МЧС

Минприроды, Рослесхоз, Ростехнадзор

15

Энергетика

Минэнерго

Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия, ФАС

16

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

Роспотребнадзор

Минздрав, ФМБА

17

Туризм

Минэкономики

Ростуризм

Обсуждение внутри отрасли

1

Коллекторская деятельность

ФССП

Минюст

2

Метеорология

Росгидромет

Минприроды

3

Экология и природопользование

Росприроднадзор

Минприроды

4

Лесное хозяйство

Рослесхоз

Минприроды

5

Обеспечение единства измерений

Росстандарт

Минпромторг

6

Железнодорожный транспорт

Ространснадзор

Минтранс, Росжелдор

7

Водный транспорт

Ространснадзор

Минтранс, Росморречфлот

8

Воздушный транспорт

Росавиация

Минтранс, Ространснадзор

9

Недропользование

Ростехнадзор

Минприроды, Роснедра

10

Связь и информационные технологии

Роскомнадзор

Минкомсвязь, Россвязь

11

Средства массовой информации

Роскомнадзор

Минкомсвязь, Роспечать

12

Азартные игры и лотереи

ФНС

Минфин

13

Производство и оборот алкогольной продукции

Росалкогольрегулирование

Минфин

14

Безопасность донорской крови

ФМБА

Минздрав

15

Интеллектуальная собственность

Роспатент

Минэкономики

Обсуждение внутри одного ведомства

1

Развитие конкуренции

ФАС

 

2

Реклама

ФАС

 

3

Миграция

МВД

 

4

Культура

Минкульт

 

5

Оружие, боеприпасы, пиротехнические изделия

Минпромторг

 

6

Драгоценные металлы и камни

Минфин

 

7

Саморегулируемые организации аудиторов

Минфин

 

8

Саморегулируемые организации сельскохозяйственных кооперативов

Минсельхоз

 

9

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

МЧС

 

10

Контрольно-кассовая техника

ФНС

 

11

Полиграфическая продукция

ФНС

 

12

Промышленная безопасность

Ростехнадзор

 

13

Торговля и защита прав потребителей

Роспотребнадзор

 

Источник: Газета "Коммерсантъ" №118 от , стр. 1

 

 


Поделиться:





Подписка на новости