Сегодня фальсификат нужно квалифицировать не как мелкое мошенничество, а как подрыв экономических основ нашего государства

Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации о оценке соответствия Андрей Лоцманов выступил сегодня в Бишкеке на форуме «Антиконтрафакт - 2017», где представители органов власти, предпринимательского сообщества, эксперты  стран Евразийского экономического союза обсуждают вопросы борьбы с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции.

Борьба с проникновением на рынок фальсифицированной, контрафактной продукции стала в последние годы одним из приоритетных направлений работы для нашего Комитета. Мы считаем, что сегодня фальсификат нужно квалифицировать не как мелкое мошенничество, а как подрыв экономических основ нашего государства.

Недавно была обнародована Стратегия экономической безопасности России. В документе очень четко обозначены основные угрозы этой безопасности.  В их числе – высокая доля теневой экономики. Сегодня она составляет 22% ВВП. Ситуация с долей фальсификата на рынке такова, что многие предприятия, которые выпускают качественную продукцию в соответствии со всеми нормативными документами, сертифицированную по  всем правилам, либо недозагружены, либо просто закрываются. Это касается многих отраслей, в частности, цементной, кабельной промышленности. В ЖКХ по-прежнему бесконтрольно используются уже бывшие в употреблении трубы при попустительстве некоторых органов по сертификации, выдающих на эти трубы соответствующие документы.  Высока доля на рынке фальсифицированного бензина, хотя за последние годы ее удалось значительно снизить.  

Очевидно, что назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство с целью ужесточить ответственность за выпуск недоброкачественной, фальсифицированной продукции. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Сейчас подготовлены и находятся на рассмотрении в Государственной Думе изменения в Федеральные законы «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в «Кодекс об административных правонарушениях».  

Конечно, нужно корректировать подходы в работе контрольно-надзорных и особенно – правоохранительных органов. Они должны быть готовыми применять на практике те инструменты, которые появятся в их распоряжении после вступления в силу упомянутых изменений в законодательство, действовать жестко и решительно.

В качестве примера, во Франции владелец трех марок вина «Бордо» покупал «левый» виноматериал и разливал под своей маркой. Заработал 800 тысяч евро. Его приговорили к двум годам тюрьмы и к штрафу 8 миллионов евро. Мы полагаем, это справедливо. Таким же образом на подобные действия нужно реагировать и в России. В интересах производителей  качественной и безопасной продукции.

Федеральной службой по аккредитации, с которой мы активно сотрудничаем, проводится системная работа по устранению с рынка недобросовестных органов по оценке соответствия.  Их число уменьшается. Тем не менее, нам не удалось выйти к главной цели, то есть обеспечить бесспорную достоверность результатов испытаний, добиться полного выполнения требований технических регламентов, удалить с рынка поддельные сертификаты соответствия.

На Съезде РСПП, прошедшем в марте прошлого года, впервые не только в России, но и в рамках Евразийского экономического союза, был поднят вопрос о необходимости введения института нотификации органов по оценке соответствия.

Данное предложение, высказанное Председателем Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянским,  было продиктовано  результатами объективного анализа ситуации в сфере обязательной сертификации и международным и, прежде всего, европейским опытом.

Предложение было поддержано Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялось его поручение Правительству о подготовке предложений по введению процедуры нотификации в отношении аккредитованных органов, осуществляющих обязательную сертификацию отдельных групп товаров.

Еще летом прошлого года на площадках Минэкономразвития и Минпромторга прошли совещания с участием представителейзаинтересованных органов исполнительной власти, объединений бизнеса. На них были определены основные задачи, решение которых является необходимым условием выполнения поручения Президента РФ. На уровне Правительства был принят ряд решений, направленных на скорейшее введение процедуры нотификации в стране.

Этот вопрос нашел свое отражение и в Постановлении Совета Федерации Федерального собрания от 12 июля 2017 года «О реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». Признано необходимым «реализовать комплекс мер по внедрению процедуры нотификации органов по оценке соответствия, выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции. В том числе подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части введения определения понятия "нотификация" и наделения Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка проведения нотификации органов по оценке соответствия сертифицируемой продукции».

В настоящее время уже подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации   № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части ведения процедуры нотификации органов по оценке соответствия.

В мае законопроект обсуждался на  совместном заседании Комитета ТПП по техническому регулированию, стандартизации и  качеству продукции, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Общественного совета при Росстандарте и Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России.

Законопроектом, прежде всего,  закрепляется понятие нотификации, устанавливается требование к органам по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по обязательной сертификации по прохождению процедуры нотификации.

Участники заседания практически единодушно одобрили представленный законопроект.

Мы уверены, что внедрение института нотификации – и в России, и в масштабах ЕАЭС -  наряду с обеспечением эффективного государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, позволит защитить наши рынки от недобросовестной конкуренции со стороны поставщиков опасной и некачественной продукции.

 


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —