Итоги ХII Международной конференции «НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ – 2017»

6 – 8 сентября 2017 в Казани на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» прошло одно из самых значимых событий для топливно-энергетического комплекса России – ХII Международная конференция «НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ – 2017: техническое регулирование, стандартизация, метрологическое обеспечение в нефтегазовой отрасли».

В этом году она была объединена в одно мероприятие с V Международной метрологической конференцией «Актуальные вопросы метрологического обеспечения измерений расхода и количества жидкостей и газов».

Еще одной особенностью объединенной  конференции является ее проведение в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума, успешно зарекомендовавшего себя в качестве  консолидирующей площадки для обмена опытом специалистов различных отраслей топливно-энергетического комплекса.

 

Организаторы объединенной конференции - Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Росстандарт, ФГУП «ВНИИР».

Мероприятие проводилось при непосредственной поддержке Правительства Республики Татарстан, Евразийской экономической комиссии, Минпромторга России, Минэнерго России, Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе, ФГУП «ВНИИМС», ФГУП «ВНИИМ им. Менделеева» и группы компаний «НЕОЛАНТ».

В конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, руководители и технические специалисты ведущих российских нефтегазовых компаний, производители оборудования, приборного и программного обеспечения, отраслевых ассоциаций, научных и проектных организаций, высших учебных заведений.

Следует особо подчеркнуть – конференция проводилась уже в 12-й раз. Немного в современной России найдется примеров отраслевых форумов с такой историей, с такими традициями. И еще – с непререкаемым авторитетом – не только в среде профессионалов, но и у представителей властных структур.

Именно поэтому многие предложения, выработанные в ходе конференций прошлых лет, не только определяли позицию нефтегазового комплекса страны, но ложились  в основу государственной политики в области технического регулирования и стандартизации.

Примеров можно привести немало. Многие принципиальные, имеющие очень большое значение изменения, которые на протяжении последних лет вносились в Федеральный закон «О техническом регулировании», были рекомендованы именно по результатам конференций «Нефтегазстандарт».

Так, еще в 2007 году было реализовано предложение конференции о том, что общие и специальные технические регламенты должны определять только безопасность продукции, не дублируя правила техники безопасности и охраны труда. Закон был гармонизирован с прогрессивными европейскими принципами и подходами в области технического регулирования.

В том же году участники конференции отметили необходимость разработки и принятия закона о стандартизации. Тогда это предложение звучало непривычно, было новаторским. Но именно благодаря решению конференции был дан старт процессам, которые, в конечном счете, привели к принятию в 2015 году Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

В 2009 году Резолюция конференции «Нефтегазстандарт» содержала рекомендацию Минфину РФ и Минэкономразвития РФ увеличить расходы федерального бюджета на финансирование разработки технических регламентов и национальных стандартов. В том, что за последние годы государственное финансирование работ по стандартизации увеличилось примерно в сто раз, есть, конечно, и заслуга участников конференции.

В то же время, резолюция конференции включала предложение о внесении изменений в соответствующие статьи Налогового кодекса РФ, позволяющие отнести затраты на стандартизацию к расходам, связанным с производством и реализацией товаров (услуг, работ). Пусть не сразу, но такие изменения были внесены. Во многом благодаря этому удалось добиться значительного увеличения финансирования работ по стандартизации российской промышленностью.

В рекомендациях конференций «Нефтегазстандарт» содержались предложения о необходимости принятия Концепции реформы аккредитации в РФ, разработке федерального закона «Об аккредитации в системе аккредитации». Они также были поддержаны и реализованы.

За двенадцать лет работы конференция «Нефтегазстандарт» прошла несколько этапов развития. На первом были определены основные цели и направления работы. На втором - сформированы рабочие группы по различным направлениям.

На следующем этапе развития конференции «Нефтегазстандарт» основной акцент делался на решении прикладных вопросов, связанных с разработкой стандартов для нефтегазового комплекса, их гармонизацией с европейскими документами, решением проблем, которые бу­дут возникать при практическом применении технических регламентов.

Все изменения в развитии были продиктованы требованиями времени. «Нефтегазстандарт» был и остается живым организмом, который оперативно реагирует на новые вызовы. Лишнее тому подтверждение – освоение совершенно новой для форума тематики – обсуждение вопросов, связанных с формированием цифровой экономики. Сегодня стало уже очевидным, что процессы стандартизации тесно связаны с ее становлением. Поэтому в программу объединенной конференции было включено заседание круглого стола «Цифровой актив в цифровой экономике: стандартизация, эффективность и безопасность жизненного цикла объектов нефтегазового комплекса».

Комплексный, всесторонний анализ отраслевых проблем в контексте основных направлений экономического развития страны стал традицией при проведении «Нефтегазстандарта».

И еще одна особенность конференции. Здесь не принято пространно говорить об успехах и достижениях. Гораздо больше обсуждаются проблемы, ведется поиск реальных путей их решения. Этот стиль выработался буквально с первой проведенной конференции, ему участники остаются верны и сегодня.

 

Стандартизация: новые возможности

 

На пленарном заседании объединенной конференции одной из главных тем по традиции стало обсуждение проблем и перспектив процессов технического регулирования и стандартизации, как в нефтегазовом комплексе страны, так и в масштабах России и ЕАЭС.

Модераторами пленарного заседания выступили Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России А.Н.Лоцманов и Директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии В.Г.Соловьев.

 

Роль, которую трудно переоценить

 

Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга К.В.Леонидов в своем докладе проанализировал роль стандартов в техническом регулировании.

Он, в частности, отметил, что сегодня в рамках ЕАЭС уже принято 42 технических регламента. Их разработка и последующая реализация обеспечиваются через использование межгосударственных, международных стандартов, а также национальных стандартов стран-участниц Евразийского экономического союза.

Роль стандартов в системе технического регулирования трудно переоценить. Сегодня число стандартов, включенных в перечни под технические регламенты ЕАЭС, уже составляет более 11 тысяч. В первую очередь, это межгосударственные стандарты, а там, где они отсутствуют, используются национальные стандарты стран – участниц ЕАЭС.

После принятия технического регламента проводится анализ необходимости актуализации стандартов, обеспечивающих его действие, разработки новых стандартов. Сегодня утверждено уже 33 программы разработки стандартов, необходимых для реализации технических регламентов. Количество этих стандартов – порядка 2 тысяч. Примерно две трети из них разрабатывает Российская Федерация.

В 2015 году был принят ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который позволил вернуть то отношение к работам по стандартизации, которое существовало еще в период существования СССР. Сегодня, как и тогда, стандартизация рассматривается, как самостоятельное направление, имеющее свое законодательное закрепление, а не только как механизм для обеспечения технического регулирования.

С принятием закона открылось много новых возможностей. Во-первых, появилось само понятие «государственная политика в области стандартизации», которого ранее не было. Во-вторых, были четко определены документы по стандартизации. Здесь было очень много споров по поводу технических условий: являются ли технические условия документами по стандартизации, какой статус они должны иметь. Сегодня закон рассматривает ТУ, как частный случай стандарта организации.

В этом году был проведен анализ правоприменительной практики закона «О стандартизации в Российской Федерации», который показал, что судебные решения позволяют толковать нормы закона достаточно однозначно, существенных правовых пробелов не отмечено. Есть некоторые вопросы, которые связаны с применением Знака национальной системы стандартизации. Сегодня законом предусмотрено, что этот знак применяется, как в отношении продукции, так и в отношении документов. При его применении для продукции, возникает ряд законодательно неурегулированных вопросов.

Еще одной важной новеллой закона является то, что он предусматривает возможность использования исключительно национальных стандартов РФ в сфере нормативно-правового регулирования. То есть, содержит положения, которые регламентируют, каким образом в нормативно-правовых актах могут даваться ссылки на национальные стандарты.

На самом деле, это можно отнести к передовому опыту, который был у нас внедрен, но в то же время породил определенные проблемы. Потому что при ссылке в нормативно-правовом акте на стандарт вступает в действие достаточно сложный механизм внесения изменений в сам стандарт. Сейчас этот вопрос рассматривается на уровне методологии, так как существует порядок, который дает техническому комитету по стандартизации право инициировать внесение изменений в стандарт. При этом Росстандарт информирует соответствующий федеральный орган власти о том, что планируется пересмотр стандарта.

В принципе, одновременно с пересмотром стандарта должны вноситься соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Но сегодня на один и тот же стандарт нередко даны ссылки в разных правовых актах разных федеральных органов власти. Соответственно, их отношение к пересмотру стандарта далеко не всегда совпадает.

Как отметил докладчик, в настоящее время фонд национальных стандартов содержит порядка 32 тысяч ГОСТ и ГОСТ Р. Но при этом он обратил внимание участников конференции  на возникающие сегодня разночтения.

ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» предусматривает возможность ссылки в нормативно-правовых актах исключительно на национальные стандарты. В связи с этим возникали вопросы, можно ли использовать межгосударственные стандарты в целях нормативно-правового регулирования.

«Могу ответить совершенно однозначно, и подобное разъяснение уже размещено на сайте Минпромторга, что межгосударственные стандарты, к которым присоединилась Российская Федерация, могут быть использованы. Потому что сегодня порядком принятия и вступления в силу межгосударственных стандартов установлено, что на территории РФ они вводятся, как национальные стандарты. Хотя, конечно, и здесь возникает проблема при пересмотре или внесении изменений в эти стандарты», - сказал К.В.Леонидов.

Он также сообщил, что в прошлом году был проведен анализ фонда национальных стандартов, который продемонстрировал, к сожалению, негативную тенденцию. При том, что ежегодно принимается немногим более 2000 стандартов, и заявленные уровни актуализации фонда стандартов составляют порядка 10%, реальный уровень актуализации по итогам прошлого года – всего 2,8%.

Причем, как показал анализ, по многим приоритетным направлениям развития промышленности средний возраст стандартов уже достиг 30-ти лет.

Сегодня Росстандарт ведет большую работу по реформе технических комитетов по стандартизации. Хорошо известно, что многие технические комитеты существуют только де-юре, но фактически никакой работы не проводят.

В заключении К.В.Леонидов рассказал еще о двух направлениях развития стандартизации. Во-первых, в связи с тем, что сегодня перед Минпромторгом очень остро стоит проблема повышения эффективности работы отечественных предприятий, под эгидой министерства разработан целый комплекс стандартов системы бережливого производства. Разработаны рекомендации по внедрению принципов бережливого производства на предприятиях промышленности, осуществляется их апробация.

Еще одно направление работы, которым руководит Минпромторг, - развитие Российской системы качества. Ее разработка и совершенствование продолжаются, осуществляется сертификация на продукцию с повышенными требованиями качества.

 

Отраслевые проблемы

 

Заместитель Директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго А.Е.Савинов в своем выступлении подробно остановился на проблемах технического регулирования и стандартизации нефтегазового комплекса страны.

Он, в частности, рассказал о Перспективной программе стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 – 2022 годов, которая была утверждена совместным приказом Минэнерго России и Росстандарта от 19 июля текущего года.

Поскольку стандартизация осуществляется на базе принципа обеспечения максимального учета интересов заинтересованных лиц, в основу Программы легли планы и мероприятия нефтегазовых компаний, технических комитетов Росстандарта, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, в том числе, РСПП, а также интересы коллег по ЕАЭС.

Программа предусматривает 53%-й уровень гармонизации национальными межгосударственных стандартов  с международными и региональными стандартами. Планируется разработка 537 стандартов и актуализация 331 стандарта. В том числе 168 стандартов будет разработано и актуализировано для реализации технических регламентов ЕАЭС.

При этом А.Е.Савинов отметил, что Программа – не догма. Она может и должна корректироваться в зависимости от актуальности тех или иных вопросов и предложений бизнеса.

По итогам работы в сфере стандартизации нефтегазового комплекса Минэнерго России были выявлены пять наиболее значимых проблем, требующих скорейшего разрешения.

Первая заключается в том, что документы по стандартизации деятельности НГК морально и технически устарели, требуют актуализации. На сегодняшний день в НГК действуют более 3000 документов в области стандартизации. Причем, существенную их часть составляют, так называемые, «руководящие документы», ведомственные нормы, а также отраслевые стандарты, которые согласно закону «О стандартизации в Российской Федерации», не являются документами по стандартизации.

К тому же около 30% документов были сформированы и приняты до 1991 года, во времена жесткого государственного регулирования и плановой экономики. Естественно, они не соответствуют требованиям современного российского законодательства.

Вторая проблема заключается в отсутствии системности и комплексности в работах по стандартизации: разработка документов на отдельный элемент при отсутствии документов на систему в целом. Это – беда российской системы стандартизации в целом.

Третья проблема – дублирование в работе технических комитетов по стандартизации. Для предотвращения подобных случаев необходимо, в первую очередь, четко определить области действия технических комитетов, установив строгую форму положений о технических комитетах. При этом форма в обязательном порядке должна включать коды ОКС. Сегодня ТК 31, ТК 245,ТК 249 и ТК 254 таких кодов не имеют.

Еще одна проблема – недостаточная интеграция с международным опытом.

Наконец, пятая проблема – отсутствие достаточной мотивации компаний нефтегазового комплекса к разработке документов по стандартизации.

По информации Росстандарта в 2016 году из средств компаний нефтегазового сектора профинансирована разработка 309 стандартов, за счет федерального бюджета – 1602 стандартов.

Нефтегазовым компаниям необходимо обратить внимание на эту проблему при формировании своих инвестиционных планов.

 

В интересах промышленности

 

А.Н.Лоцманов в своем выступлении проанализировал роль стандартизации и оценки соответствия, как инструментов защиты интересов российской промышленности.

Он остановился на основных проблемах, которые сегодня волнуют представителей многих отраслей промышленности и над которыми вместе с экспертным сообществом работает Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

«Что касается закона «О стандартизации в Российской Федерации», то сегодня, думаю, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что его разработка и принятие были необходимы. Сейчас на многих площадках при обсуждении различных перспективных программ говорят о необходимости разработки стандартов. Ссылки на стандарты достаточно широко применяются уже и в смежном законодательстве»,- отметил докладчик.

Большая работа проводится сегодня по возрождению стандартизации в оборонном комплексе страны. Весной Комитет РСПП провел представительную конференцию в Ижевске, посвященную этому вопросу. Прошла конференция по вопросам стандартизации в ОПК в рамках Форума «Армия – 2017».

Очень важную роль играет стандартизация при решении вопросов импортозамещения. Чтобы найти аналог импортному оборудованию, материалам, комплектующим, нужно, прежде всего, понять, по какому стандарту сделаны конкретная деталь или узел, есть ли у нас необходимые стандарты, по каким стандартам изготавливается аналогичное оборудование в России.

А.Н.Лоцманов отметил, что вопросы стандартизации и оценки соответствия – это обоюдоострое оружие. С одной стороны, это инструмент вывода новой продукции на рынок, с другой - защита рынка от недоброкачественной, фальсифицированной, контрафактной продукции.

Оборот фальсифицированной продукции на рынке сегодня является в России острейшей проблемой. Ее доля, например, в бензине составляет порядка 12-18%. Почти 10 миллионов тонн цемента на рынке нашей страны – это фальсификат. Но он используется в строительстве зданий, мостов и других сооружений. Понятно, какими катастрофическими последствиями это грозит.

Поэтому не случайно «Стратегия экономической безопасности России до 2030 года», которая была принята весной, к основным вызовам и угрозам российской экономике относит недостаточную эффективность государственного управления, высокий уровень криминализации и коррупции и сохранение значительной доли теневой экономики. Данные вопросы РСПП постоянно включает в повестку дня своих съездов. Принимаются конкретные решения.

В частности, речь идет о необходимости введения процедуры нотификации, то есть, дополнительного уполномочивания органов по оценки соответствия. Например, качественно провести испытания радиаторов отопления сегодня в стране в состоянии 5-6 испытательных центров. При этом сертификатами на радиаторы отоплений торгуют двести организаций. Поэтому и было предложено определить те органы, которые реально готовы проводить испытания, опубликовать их список, уполномочить эти органы. То есть, речь идет практически о принципе «двух ключей»: аккредитация в соответствии с существующими правилами плюс дополнительное уполномочивание соответствующим министерством, отвечающим за безопасность того или иного вида продукции.

«Мы очень внимательно изучаем международный опыт и, несмотря на продолжающиеся попытки изоляции России, сохраняем активное сотрудничество и с американскими организациями по стандартизации, и с Евросоюзом», - отметил докладчик.  

Успешно развивается и сравнительно новое направление взаимодействия - с Китайской Народной Республикой. Недавно прошло очередное заседание Постоянной Российско-Китайской рабочей группы по стандартизации, метрологии, сертификации и инспекционному контролю.

Год назад был подписан Меморандум о взаимодействии Комитета РСПП с Американским институтом нефти (API) – своего рода «законодателем моды» в нефтегазовом комплексе. Подписание этого документа позволит осуществлять совместные проекты, обеспечить участие российских экспертов в разработке спецификаций API, проводить совместное обучение по применению стандартов, получить информацию по процедурам нанесения монограммы API на продукцию российских производителей. Ведущие российские компании участвуют в этой работе.

«Подготовлены программы сотрудничества по целому ряду направлений. Одним из таких направлений является безопасность трубопроводов. Наш комитет, Межотраслевой совет по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе активно сотрудничает с Рабочей группой 6 ЕЭК ООН по данной тематике, а также с API и ISO. Надеемся на тесное взаимодействие с Минэнерго и ведущими компаниями», - сказал А.Н.Лоцманов.

«Еще одним перспективным направлением работы Комитета РСПП является цифровая экономика. В апреле текущего года Комитет проводил конференцию в Германии, в Ганновере. В ходе этого мероприятия мы получили предложение от Президента СЕНЕЛЕК Бернарда Тиса и Директора службы стандартизации и технического регулирования корпорации «Сименс» Маркуса Райгля о взаимодействии при разработке стандартов в области цифровой экономики.

Вопросы цифровой экономики сегодня выходят на первый план. Они актуальны и для нашего Комитета, так как и здесь очень большое значение имеют стандарты. При проектировании проектант должен определить, по каким формулам он ведет расчеты, какой запас прочности будет заложен в проект, и, самое главное – какая продукция, какие детали, материалы будут выбраны из каталога для использования в проекте. Фактически тот же алгоритм используется и при машинном проектировании.

Важно, чтобы в электронной библиотеке стандартов на узлы. Агрегаты и комплектующие была заложена продукция российского производства. Иначе, перейдя на автоматизированное проектирование, мы оставим наши заводы без заказов, будем вынуждены использовать продукцию, производимую за рубежом. Заложив нашу российскую продукцию в эти программы, мы реально будем решать вопросы импортозамещения уже на стадии проектирования объектов», - отметил А.Н.Лоцманов.

В ходе пленарного заседания участники конференции тепло поздравили с 80-летием Президента Союза нефтегазопромышленников России, Председателя Межотраслевого Совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе Г.И.Шмаля.

Выступление юбиляра – как всегда, аргументированное и эмоциональное – было посвящено основным проблемам развития нефтегазового комплекса страны.

Ключевые моменты развития национальной системы аккредитации в стране были рассмотрены в докладе Ю.В.Данилиной – Врио руководителя Территориального управления Росаккредитации по Приволжскому федеральному округу.

О создании технологии и комплекса оборудования для термохимического воздействия на нефтегазоносные пласты с целью увеличения добычи углеводородного сырья и восстановления экологической обстановки на месторождениях участников конференции проинформировал Директор по НИОКР ООО «УК «Группа ГМС» А.Н.Лищук.

 

Актуальные вопросы метрологии

 

Вопросы, связанные с проблемами метрологического обеспечения, также широко обсуждались в ходе пленарного заседания объединенной конференции. Они касались не только измерений расхода и количества нефти и нефтепродуктов, газов, совершенствования эталонной и нормативно-методической базы, приборного и измерительного оборудования, но и развития различных аспектов взаимодействия органов власти и бизнеса в совершенствовании соответствующей метрологической инфраструктуры.

Роль Российской Федерации в международном метрологическом сообществе проанализировал в своем выступлении заместитель Руководителя Росстандарта С.С. Голубев.

Он, в частности, отметил, что метрология и международное единство измерений необходимы для поддержания современного уровня развития общества. Огромную роль играет сегодня международное сообщество метрологов, активным и достойным членом которого является Российская Федерация.

В своем докладе С.С.Голубев рассказал об основных этапах истории развития как российской, так и мировой метрологии.

Одним из основных элементов современной метрологической системы обеспечения единства измерений является международная договоренность CIPM MRA. Ее цель - обеспечение эквивалентности национальных эталонов, поддерживаемых в национальных метрологических институтах, обеспечение взаимного признания сертификатов о калибровках и результатов измерений, выполняемых в организациях стран-участников при координации национальных метрологических институтов. Еще одна задача – обеспечение государств надежной технической базой для более широких соглашений, связанных с международной торговлей и другой коммерческой деятельностью.

В схеме проведения ключевых сличений в соответствии с договоренностью национальные метрологические институты являются базовыми.

Российская Федерация активно участвует, конечно, в первую очередь, в работе своей региональной метрологической организации, а также в иных ключевых региональных метрологических организаций. Естественно, все наши метрологические институты соответствуют необходимым критериям, что регулярно подтверждается проверяющими комиссиями.

Наличие прошедших международную экспертизу калибровочных измерительных возможностей наших метрологических институтов способствует обеспечению прослеживаемости и признанию измерений, производимых в Российской Федерации на международном уровне.

С.С.Голубев заострил внимание слушателей на вступлении в завершающую фазу работ представителей метрологического сообщества по новому определению с мая 2019 года основных физических величин в Международной системе измерений СИ – секунды, сантиметра, килограмма. Это повлечет за собой дальнейшее совершенствование эталонной базы, повышение точности измерений основных физических величин.

Докладчик также отметил, как важнейшее событие, принятие ключевого документа – Стратегии обеспечения единства измерений до 2025 года.

Целью Стратегии является создание современной развитой системы обеспечения единства измерений, в полной мере обеспечивающей потребности в измерениях и государственных услугах экономики, конкурентоспособной на мировом уровне.

Основными задачами развития системы обеспечения единства измерений (ОЕИ) являются:

  • Создание механизма прогнозирования потребностей экономики и общества в измерениях.
  • Обновление законодательства в области ОЕИ для его соответствия потребностям общества и государства.
  • Развитие технической базы ОЕИ, включая развитие эталонной базы.
  • Развитие метрологического обеспечения сферы обороны и безопасности государства.
  • Создание стимулов, механизмов поддержки и развития отечественного приборостроения.
  • Повышение уровня обеспеченности современными измерительными технологиями приоритетных направлений науки и техники.
  • Повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы ОЕИ.
  • Повышение эффективности федерального государственного метрологического надзора.
  • Решение кадровых проблем в системе ОЕИ.
  • Обеспечение лидирующих позиций в международных (мировых и региональных) метрологических организациях.

Выступление Заместителя директора Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга Д.А.Кузнецова было посвящено вопросам нормативно-правового регулирования в области обеспечения единства измерений.

Докладчик подчеркнул, что законодательное регулирование в области обеспечения единства измерений напрямую влияет на защиту прав и законных интересов всех субъектов метрологической деятельности. Соответственно, качество нормативных правовых документов в немалой степени является залогом единства измерений в стране.

В течение последних двух лет продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы. К этой деятельности привлекалось экспертное сообщество и общественные организации. Активно использовалась площадка Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. 

За 2015-2016 и истекший период 2017 года Минпромторгом подготовлено и издано 23 нормативных правовых акта. Это – больше, чем за предыдущие пять лет.

По мнению докладчика, важнейшим принятым документом является Стратегия обеспечения единства измерений до 2025 года.

В настоящее время совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется подготовка плана мероприятий по реализации Стратегии, в котором будут конкретизированы концептуальные тезисы принятого документа стратегического планирования.

Внесены изменения в Распоряжение Правительства, которым утвержден Перечень документов и информации, запрашиваемой органами государственного контроля и надзора. Теперь в Распоряжении вместо слов «копия свидетельства о поверке» зафиксировано понятие «сведения о поверке», так как в настоящее время эти сведения передаются в Федеральный информационный фонд без копии свидетельства о поверке.

Необходимость внесения подобного изменения обусловлена установлением с 1 января 2017 года запрета органам государственного контроля и надзора при организации и проведении проверок требовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, которые находятся в распоряжении других органов власти и включены в утвержденный Правительством Перечень.

Внесены изменения в административные регламенты по предоставлению Росстандартом государственных услуг. Изменения затронули административный регламент по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, административный регламент по отнесению технических средств к средствам измерений и административный регламент по предоставлению документов  и сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде.

Указанные изменения разработаны в целях приведения данных административных регламентов в соответствие с законодательными нормативными актами РФ, но при этом не касаются сущности процедур, определенных данными административными регламентами.

Докладчик также рассказал о других наиболее значимых изменениях в нормативных правовых документах, касающихся сферы обеспечения единства измерений.

Председатель Межотраслевого совета по прикладной метрологии и приборостроению при Комитете РСПП А.С.Кривов выступил с докладом «Метрологическое обеспечение современного производства на основе концепции прослеживаемости измерений».

Он отметил, что в современных международных документах вопросы метрологического обеспечения производства однозначно строятся на базе концепции прослеживаемости измерений. Эта концепция является базовой для всей зарубежной метрологии. Ее можно сопоставить с доминирующей у нас концепцией единства измерений. Они не совпадают, хотя совпадение является условием доверия к результатам измерений. Росаккредитация признает политику прослеживаемости измерений, как основную для своей работы, после того, как начала взаимодействовать с ИЛАК.

Докладчик рассмотрел вопросы, связанные с производством продукции и услуг, имея в виду, что дальнейшее метрологическое обеспечение чрезвычайно тесно увязано с объектом. По его мнению, самые сложные вопросы, связанные с метрологическим обеспечением, значительно влияют на производство, повседневную деятельность предприятий. Это вопросы установления и поддержки требований к измерениям, связанных, прежде всего, с качеством и конкурентоспособностью продукции, выведением новой продукции на рынок, инновационной деятельностью, способностью эффективно использовать потенциал системы менеджмента.

А.С.Кривов проанализировал Концепцию прослеживаемости измерений в современных стандартах серий ИСО 9000 и ИСО 17000, рассмотрел вопросы типизации задач измерений и контроля на производстве, внедрения калибровки в соответствии с ИСО 17025.

Говоря о развитии калибровки средств измерения на предприятиях, он отметил, что по результатам работы экспертов и широкой дискуссии подготовлены предложения к «Дорожной карте по развитию калибровки».

Они касаются внедрения международной системы понятий в области калибровки, методического обеспечения и организации работ в системах калибровки, а также подготовки кадров.

Докладчик сформулировал межотраслевые и отраслевые задачи нормативного регулирования метрологического обеспечения производства:

  • нормативное регулирование в области метрологического обеспечения производств на основе рационального сочетания концепции единства измерений (законодательство) и прослеживаемости измерений;
  • методическое обеспечение менеджмента измерений на основе концепции неопределенности измерений и метрологической прослеживаемости;
  • подтверждение пригодности методов и средств измерений;
  • методическая и организационная поддержка калибровки средств измерений;
  • метрологическая экспертиза технологических комплексов и опасных объектов;
  • подготовка профессиональных кадров.

Цель дальнейшего развития: создание системы общегосударственных и отраслевых норм и правил эффективной прикладной метрологии, интегрированных в систему международных стандартов.

В докладе представителя Минобороны России Ю.Т.Викторко большое внимание было уделено передаче единиц величин от эталонов к рабочим средствам измерений в «полевых» условиях, выражена готовность к сотрудничеству в совершенствовании эталонной базы Министерства обороны России.

Другие выступившие на конференции докладчики – представители предприятий и научного сообщества – рассмотрели вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования аттестации и утверждения эталонов, поверки средств измерений, калибровочных и измерительных возможностей России в области обеспечения качества нефтегазовых продуктов, совершенствования эталонной базы в области измерений вязкости нефтепродуктов и др.

Также в рамках конференции состоялся круглый стол по теме «Законодательное обеспечение аттестации эталонов, поверки средств измерений и технических устройств с измерительными функциями». Обсуждались вопросы текущей ситуации и перспективы развития нормативно-правового регулирования аттестации и утверждения эталонов. Особое внимание было уделено проблемам реализации законодательства в области поверки средств измерений, а также вопросам, связанным с метрологическим обеспечением технических устройств с измерительными функциями, и направлениям их решения.

Формат конференции также включил совещание под председательством заместителя Руководителя Росстандарта А.В.Кулешова «Об использовании экспресс-анализаторов в ходе контроля характеристик моторных топлив», заседания технических комитетов ТК 1.4 «Расходометрия» и ТК 024 «Метрологическое обеспечение добычи и учета углеводородов», посещение эталонной базы ФГУП «ВНИИР».

Большое внимание в ходе проведения конференции было уделено докладам о результатах НИОКР в области метрологии, опыту внедрения в производство приборов и оборудования по учету расхода и количества энергоносителей.

 

Цифровая экономика и стандартизация: неразрывная связь

 

Впервые в рамках конференции прошел круглый стол, посвященный цифровой экономике – «Цифровой актив в цифровой экономике: стандартизация, эффективность и безопасность жизненного цикла объектов нефтегазового комплекса».

 

Сегодня цифровая трансформация отечественной промышленности начинает работать на всех уровнях.

На государственном уровне 28 июля 2017 года Правительством РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», формирование которой – это вопрос национальной безопасности России и ее независимости, как отметил президент РФ на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

На корпоративном уровне цифровая трансформация отражается в том, что ключевые предприятия из системообразующих отраслей экономики активно реализуют переход на BIM-процессы.

Заметны эти тенденции и в образовании: опорные вузы регионов, ответственные за подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, максимально релевантных задачам отрасли, адаптируют свои учебно-образовательные программы в соответствии с новыми современными тенденциями

Тема цифровой экономики напрямую связана и с вопросами стандартизации. Не случайно при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия создан Клуб «Цифра», в заседаниях которого принимают участие как представители государственных органов власти, ответственных за развитие цифровой экономики в стране, так и эксперты в сфере стандартизации, специалисты крупных промышленных компаний.

Комитет РСПП вместе с ГК «НЕОЛАНТ» выступили инициаторами и соорганизаторами круглого стола, посвященного, прежде всего, развитию цифровой экономики в нефтегазовом комплексе страны.

Проведение круглого стола поддержали Росстандарт, Минпромторг и ТПП Республики Татарстан, Образовательный проект «Многомерные города России», ФГУП «ВНИИР» и Информационная сеть «Техэксперт».

Модераторами мероприятия выступили Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов и Директор департамента маркетинга ГК «НЕОЛАНТ» Е.П.Конвисар.

Были рассмотрены вопросы стандартизации и информационного обеспечения в цифровой экономике, роль и значение цифровых активов, примеры их практической реализации и перспективы развития в нефтегазовой отрасли. Участники круглого стола обсудили также перспективы внедрения элементов Industry 4.0.

Открывая заседание, Е.П.Конвисар отметила, что одна из задач круглого стола - рассказать об уже существующем в России опыте автоматизации жизненного цикла объектов – их проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации, вывода из эксплуатации. Такие разработки в России есть, значит, есть и основа для обобщения, то есть – стандартизации.

С докладом «Инструменты стандартизации для целей цифровой экономики и импортозамещения» на заседании выступила Директор НУЦ «Контроль и диагностика» Н.Н.Волкова.

Она отметила, что в 2014 году введение экономических санкций против России особенно сказалось на нефтегазовом секторе нашей экономики. Прежде всего, речь идет об оборудовании для нефтегазодобычи.

Сейчас многое делается для импортозамещения – производства продукции аналогичной зарубежной, для обеспечения работы ранее закупленного за рубежом оборудования и конструкций. Но не менее важным является и другое направление - импортоопережение. Это - движение вперед, которое невозможно без использования ИТ-технологий, обеспечивающих постоянный контроль за работой оборудования и конструкций с фиксацией показателей деятельности для анализа и получения результатов исследований и разработки нового улучшенного оборудования.

Для этого необходимо применение новых технологий. Один из примеров – BIM-технологии – проектирование уникальных конструкций с минимальным весом и максимальной прочностью по различным показателям.

Промышленный интернет связывает все элементы (гаджеты, айфоны, промышленные роботы, гибкие производственные ячейки, гибкие производственные системы), обеспечивает их взаимодействие. Соответственно адаптивная настройка процессов управления позволяет получать информацию о реальном состоянии объекта.

Президент консорциума «Кодекс», руководитель информационной сети «Техэксперт» С.Г.Тихомиров выступил на заседании круглого стола с докладом «Цифровые стандарты на цифровом предприятии».

Он выразил уверенность в том, что процессы цифровой стандартизации неизбежно будут развиваться.

«Для того, чтобы стандартизация вписалась в цифровую экономику, она тоже должна быть цифровой. Для этого нужно, чтобы уровень информационных систем стал существенно выше, чем в настоящее время.

Современные предприятия сегодня стремятся перевести всю нормативно-техническую документацию в электронный формат. Речь идет об огромном количестве документов. Это и российская документация - нормативно-правовые акты органов власти, различные отраслевые документы и многое другое. Это внешняя документация, в том числе, зарубежные стандарты. Кроме того, на любом предприятии имеется довольно обширная внутренняя документация. Все эти документы необходимы для создания современной продукции. Но ключевым понятием является не электронная форма хранения этой информации, потому что и сейчас вся документация уже находится в ней. Проблема заключается в том, что эта информация в настоящее время содержится в различных источниках.

Речь идет не только об электронной форме нормативно-технической документации и о создании единой базы данных внешних и внутрикорпоративных стандартов, аккумулирующих документацию из различных, разнородных источников, что уже давно доступно. Речь идет о необходимости автоматизации всех бизнес-процессов. Это, например, отслеживание актуальности действующих документов, планирование разработки новых документов по типовым шаблонам, прохождение процедуры согласования документов и их последующего внедрения, разработка и пополнение корпоративного глоссария терминов и т.д. и т.п.). Очевидна необходимость внедрения системы управления требованиями вокруг нормативно-технической документации внутри каждой организации в зависимости от типа создаваемого объекта и его стадии жизненного цикла.

Объединение в единое информационное пространство дает огромные возможности для эффективной работы с этой документацией», - уверен С.Г.Тихомиров

Докладчик проанализировал результаты введения электронного документооборота в ОАО «КАМАЗ», итогом которого стало существенное сокращение сроков разработки и повышение качества проектирования.

Он также рассказал о создании на платформе «Техэксперта» электронных фондов нормативно-технической документации ряда предприятий ПАО «Газпром». Еще один пример, приведенный докладчиком, - создание информационной системы управления нормативной документацией АСУ ТП ОАО «АК «Транснефть» на платформе «Техэксперт». Цель этого проекта - повышение эффективности процессов технического регулирования и стандартизации в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов.

Е.П.Конвисар в своем выступлении рассказала слушателям о становлении, развитии и сегодняшних направлениях деятельности ГК «НЕОЛАНТ». В частности, уже на протяжении нескольких лет проводится образовательный проект «Многомерная Россия», в ходе реализации которого накапливается не столько собственный – уже очень солидный – опыт компании, сколько любой опыт формирования цифровых активов, существующий в стране. Это сложная работа. Потому что, в принципе опыт такой существует, но далеко не все коммерческие компании готовы делиться этим опытом. Одно дело, когда речь идет о «Росатоме», где одна компания фактически является монополистом. Там опытом делятся охотно. Но в нефтегазовой отрасли, в условиях конкурентной среды, на контакт идут с большой осторожностью.

В многочисленных мероприятиях, проводимых ГК «НЕОЛАНТ», вопросы стандартизации в цифровой экономике обсуждаются все чаще.

Е.П.Конвисар подробно рассмотрела проблемы «информационного метаболизма», возможности, механизмы, конкретные технологии объединения на предприятиях всех информационных систем в единое целое.

Недостаточно ввести стандарты ВIM. Речь в данном случае фактически идет о справочнике, который со временем теряет актуальность. Хотя, эту модель, которую используют проектировщики, можно применять и в дальнейшем. Поэтому особое значение приобретает система управления инженерными данными. Она позволяет менять геометрию модели, которая всегда должна соответствовать физическому состоянию объекта, пополнять модель новыми данными, интегрируясь со всеми информационными системами.

Е.П.Конвисар также познакомила участников круглого стола с новыми перспективными направлениями работы ГК «НЕОЛАНТ». По ее мнению, сейчас особенно важно переходить к автоматизированному принятию решений, аналитике, мониторингу, к тому, чтобы система сама могла отслеживать какие-то критические точки. Полноценный цифровой актив – это ВIM, «погруженный» в систему управления инженерными данными. При этом система должна быть подключена ко всем бизнес-процессам, которые проходят на предприятии.

Различные аспекты развития цифровой экономики были рассмотрены в выступлениях других представителей ГК «НЕОЛАНТ».

Директор Дивизиона инженерных моделей Д.В.Мариненков выступил с докладом «Цифровой актив – единая инженерная информационная модель объекта - как основа эффективного управления сооружением объекта капитального строительства - новое строительство, реконструкция, техперевооружение».

Заместитель директора Дивизиона инженерных моделей Н.В.Сальников выступил с докладом «Цифровой актив как инструмент оптимизации эксплуатационных расходов, снижения рисков, повышения производительности труда при эксплуатации производственного объекта» «Методология управления эксплуатацией по экономическому эффекту: принятие технически и экономически обоснованных решений на новом уровне – с использованием информационных моделей» - так назывался доклад Главного инженера проектов ГК «НЕОЛАНТ» А.В.Чернобровкина.

С большим интересом участники заседания ознакомились с докладом Заместителя начальника отдела 3D проектирования и инжиниринга ОАО «ВНИПИнефть» С.Н.Абрамова. Тема его выступления: «Проектирование как основа создания цифрового актива для дальнейшего применения на протяжении всего жизненного цикла объекта».

Особое место в программе круглого стола занял мастер-класс на тему: «Создание информационных моделей для задач сопровождения эксплуатации объектов downstream. Методология внедрения и стандартизация». Его дали специалисты ПАО «Газпромнефть» - Руководитель направления Управления перспективного развития и концептуального инжиниринга И.А.Ларионов и Руководитель разработки СУпрИД Р.В.Комаров.

Все участники конференции получили возможность принять участие в живой демонстрации примеров цифровых активов в веб-портале на объединенном стенде ГК «НЕОЛАНТ» и ООО «Оргнефтехим-Холдинг» на выставке «Нефть, газ. Нефтехимия».

 

Более подробно ознакомиться с подходами в реализации Цифровой трансформации экономики РФ можно в видеозаписях выступлений экспертов или при просмотре их презентаций.

 

Тихомиров С.Г., «Техэксперт»

 

Абрамов С.Н., ОАО «ВНИПИнефть»

 

Ларионов И.А., Комаров Р.В., «Газпром нефть»

 


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —