?нтервью с главой Росаккредитации Саввой Шиповым

По результатам мониторинга качества перевода государственных услуг в электронный вид на Едином портале государственных и муниципальных услуг, проведенного Минэкономразвития в августе 2013 г., в числе лидеров оказалось созданное всего два года назад ведомство – Росаккредитация. О том, чем занимается «молодая» организация, как решает текущие задачи информатизации и какие глобальные ИТ-планы строит, мы решили спросить руководителя Федеральной службы по аккредитации Савву Шипова.

CNews: Расскажите, что такое аккредитация?

Савва Шипов: Все, наверное, знают, что товары, выложенные на прилавках наших магазинов, должны сопровождаться сертификатом или декларацией соответствия, подтверждающими их безопасность. Выдают эти документы специальные организации – органы по сертификации, которые, в свою очередь, привлекают результаты исследований и испытаний продукции, проведенные испытательными лабораториями. Результаты проверки товаров на безопасность зависят от компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, от того, например, есть ли у лаборатории соответствующее оборудование, профессиональные сотрудники и так далее. Аккредитация – это и есть подтверждение компетентности организации для работы на рынке оценки соответствия. Аккредитацией в этом смысле и занимается наша служба.

CNews: До появления вашего ведомства кто занимался аккредитацией?

Савва Шипов: Служба была образована в 2011 году для создания единой системы аккредитации, которой на тот момент в стране не было. До 2011 года аккредитацией занимался целый ряд ведомств, существовало множество разрозненных систем аккредитации, в каждой из которых был собственный реестр аккредитованных лиц. Это было неправильно и с точки зрения органов по сертификации и лабораторий, которым порой приходилось неоднократно проходить процедуру аккредитации в разных ведомствах, и с точки зрения контроля деятельности аккредитованных лиц: не было единого реестра организаций, допущенных к работам по оценкам соответствия, общего понимания того, кто и чем занимается.

Наше ведомство создавалось для того, чтобы объединить разрозненные части системы, создать механизм аккредитации, единый для всех и соответствующий международным нормам. И работу свою мы начали с объединения информационных ресурсов. Так что процессы создания ведомства, построения единой национальной системы аккредитации и процессы информатизации деятельности идут в нашей организации практически синхронно. И это достаточно уникальный и интересный для органа власти опыт.

CNews: О каких информационных ресурсах идет речь?

Савва Шипов: Прежде всего, о реестрах аккредитованных лиц, базах данных всех организаций, получивших аккредитацию в старой системе. Все они составлялись в различных программах и форматах, с разным набором данных. Соответственно, первоочередной для нас была задача объединить эти базы. Конечно, собрать воедино весь этот массив информации – только половина дела. Нам нужно было продумать требования к предъявлению и описанию информации, с тем чтобы реестрами могли пользоваться не только мы, но и другие органы власти. Этой работой мы занимались с самого создания ведомства. Аналогичным образом строилась работа по созданию единого реестра деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, экспертов по аккредитации. Сейчас все эти реестры работают на сайте и доступны не только для заинтересованных организаций, но и для потребителей.

CNews: Что изменилось в работе с декларациями соответствия?

Савва Шипов: Приблизительно полгода назад мы запустили на своем сайте услугу по электронной регистрации деклараций соответствия. До этого времени декларирование осуществлялось в бумажном виде. Процедура была платной, для получения декларации было необходимо личное присутствие продавца или производителя продукции в органе по сертификации. Сегодня декларацию соответствия можно зарегистрировать бесплатно и не выходя из офиса, на сайте Росаккредитации. Единственное условие – для этого необходима электронная подпись и подключение к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

По нашим грубым оценкам, перевод услуги по регистрации деклараций в электронный формат может сэкономить бизнесу порядка 1 млрд рублей в год (я говорю «может», потому что возможность оформления деклараций старым способом пока остается и многие ей по-прежнему пользуются). Помимо экономии, за идеей личной – «электронной» - подачи декларации стоит идея личной, а не разделенной с органом по сертификации или лабораторией, ответственности производителя/продавца за безопасность и качество своей продукции.

CNews: Какие еще услуги, оказываемые Росаккредитацией, переведены в электронный вид?

Савва Шипов: Помимо создания и ведения государственных реестров, о которых я говорил, с самого начала нашей работы мы столкнулись с серьезной задачей обеспечения качественного взаимодействия с теми, кто обращается к нам за оказанием госуслуг. В 2012 году, когда мы начинали работу, фактическая численность сотрудников составляла 55 человек, что физически не позволяло нам «обработать» 800–900 звонков, которые мы получали в день. Учитывая тот факт, что процедура аккредитации сама по себе достаточно сложна и включает большое количество документов, а также то обстоятельство, что в стране на момент нашего создания было около 18 тыс. аккредитованных лиц, мы были буквально завалены документами. Поэтому решения по информатизации нашей деятельности для нас были буквально единственным способом выживания.

Мы запустили на нашем сайте услуги «электронная экспедиция» и «мониторинг оказания государственной услуги», которые позволяют получать номер входящих документов, узнавать ФИО исполнителя, отслеживать судьбу документа и ход оказания услуги, запустили справочник-навигатор с пошаговым описанием процедур аккредитации. Сервисы сейчас работают и активно используются заявителями. Звонков, правда, остается большое количество – действует психологический стереотип, что проще позвонить и спросить, чем прочитать информацию на сайте и разобраться, но, благодаря, в частности, нашим электронным сервисам мы справляемся с текущими объемами звонков.

Савва Шипов: Наш ИТ-бюджет учитывает расходы не только на разработку и внедрение информационных систем, но и создание соответствующей инфраструктуры

Что касается государственных услуг, на сегодняшний день мы довели до пятого этапа, т.е. полностью перевели в электронный вид, четыре услуги, все они размещены на Едином портале госуслуг. Оставшиеся 11 реализованы с точки зрения первого-второго этапа. Работа по ним также продолжается и будет завершена в достаточно короткие сроки. Для решения этой задачи мы создаем Федеральную государственную информационную систему Росаккредитации (ФГИС).

CNews: Расскажите, пожалуйста, об этой системе подробнее.

Савва Шипов: Параллельно с решением первоочередных задач мы разрабатывали концепцию создания системы, которая позволит полностью автоматизировать нашу деятельность. Это колоссальная работа и задача номер один для нас. Мы рассчитываем полностью перевести в электронный формат все документарные процессы, т.е. документы будут подаваться в электронном виде, и результатом предоставления госуслуги будет включение в реестр, а не выдача бумажки. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Заявление на аккредитацию может насчитывать несколько тысяч листов, как и подшивка дел по каждому аккредитованному лицу. Люди буквально приезжают на «ГАЗелях» и сгружают нам все эти ящики с документами.

Ввод системы в действие позволит избавиться от этих бумажных гор и, кроме того, создаст единую площадку для общения всех наших контрагентов: сотрудников Росаккредитации (центрального и 6 региональных офисов), органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов по аккредитации, которых мы привлекаем к работе – они не являются нашими сотрудниками и «разбросаны» по всей стране. У каждой категории пользователя будет свой личный кабинет с необходимым функционалом и «подгруженными» информационными ресурсам, необходимыми для работы (реестры, классификаторы, справочники и пр.). По нашим оценкам, пользователями системы будут порядка 30 тыс. человек.

Помимо оптимизации процедуры аккредитации и взаимодействия, ввод системы в эксплуатацию позволит упростить процесс выдачи сертификата соответствия и, в каком-то смысле, будет дисциплинировать участников рынка оценки соответствия. Процедура выдачи сертификата соответствия включает множество действий, связанных с отбором образцов, испытаниями, составлением отчетов об испытаниях и так далее. Фиксация всех этих действий в системе в стандартизированном виде позволит им быть прозрачными и даст нам, как органу власти, контролирующему деятельность аккредитованных лиц, возможность отслеживать деятельность недобросовестных организаций, выдающих сертификаты соответствия без проведения необходимых испытаний. Сейчас ведение такой подробной отчетности существует в системе как факультативная опция, но не исключено, что с середины следующего года процедура станет обязательной для всех.

CNews: Когда планируется запуск ФГИС?

Савва Шипов: В декабре 2013 года первая часть системы была переведена из тестового режима в рабочий. Полностью завершить разработку мы планируем в середине 2014 года.

CNews: С чего началась работа?

Савва Шипов: Сначала были описаны все процессы, как они есть и как они должны выглядеть в итоге, затем был разработан детальный план действий. И все работы строились на базе этих схем. Укрупненно работа состоит из двух этапов. В рамках первого этапа, который практически завершен, для всех категорий пользователей были созданы личные кабинеты, куда были интегрированы необходимые базы данных и подключены модули оказания госуслуг. Второй этап будет завершен в середине 2014 года. Он предусматривает ввод подсистем аналитики и отчетности. Речь идет о модулях, которые позволят нам получать аналитические данные, например, по движениям в реестрах аккредитованных лиц, в реестрах сертификатов и деклараций, аналитику по эффективности документарных процессов и так далее. В рамках этого этапа мы планируем полностью отказаться от бумажного документооборота даже внутри ведомства. Кроме того, мы хотим, чтобы все госуслуги также появились на сайте Росаккредитации, а не только на Портале государственных услуг.

Важной частью работы по внедрению системы ФГИС является образовательная часть. Для будущих пользователей системы мы проводим конференции, семинары и вебинары, пошагово демонстрируем процедуру доступа в систему и возможности работы в ней. В минувшем году конференции прошли в Красноярске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Санкт-Петербурге.

CNews: Какие возможности предусмотрены для конечных пользователей?

Савва Шипов: Если говорить о потребителях, то на данном этапе им доступна информация из реестров сертификатов соответствия и деклараций соответствия. Но в этом направлении у нас есть большие планы: мы хотим создать сервис, который позволит любому человеку перед покупкой товара проверить, есть ли на него сертификат соответствия или декларация, кто их выдал или оформил, какие испытания подтверждают эти документы. Мы также надеемся, что в ближайшем будущем будет создана глобальная система оценки качества и безопасности продукции в России, которая позволит, в частности, быстро информировать потребителей о появлении на рынке потенциально опасной продукции. Такая идея в последнее время активно обсуждается и мы готовы принять участие в ее реализации.

CNews: На реализацию масштабных проектов должен быть предусмотрен солидный ИТ-бюджет. Из чего он складывается и как часто пересматривается?

Савва Шипов: Наш ИТ-бюджет учитывает расходы не только на разработку и внедрение информационных систем, но и создание соответствующей инфраструктуры. В 2012 году на эти цели было выделено 91 млн рублей. Это довольно скромная сумма, учитывая, что ведомство создавалось с нуля. На начальном этапе у нас не было ни компьютеров, ни web-сайта, ни серверов. На 2013 год выделена большая сумма – 148 млн рублей, из которых 104 млн рублей были направлены на создание первого этапа системы ФГИС, а оставшиеся 44 млн рублей ушли на расширение, техподдержку информационно-технологической сетевой инфраструктуры (железо, ПО). На 2014 год запланирована меньшая сумма – 114 млн рублей. Львиная доля этих средств (90 млн рублей) – это деньги на создание второго этапа ФГИС, и 22 млн рублей – все остальные статьи затрат.

CNews: Кто и как контролирует процесс автоматизации? Какое участие в управлении проектом принимаете вы?

Савва Шипов: Я полностью вовлечен в процесс, принимаю активное участие в планировании работы, оценке результатов. В эту работу, помимо отдела информатизации, включены все управления службы,. Повторюсь, создание ФГИС – очень важный для Росаккредитации проект. Он позволит не только автоматизировать основные рабочие процессы и снизить трудозатраты, но и повысить качество наших услуг. Соответственно, проекту я уделяю особое внимание.

CNews: С какими ведомствами Росаккредитация активно взаимодействует?

Савва Шипов: Мы активно сотрудничаем с Федеральной таможенной службой. Для этого ведомства критично важно получать информацию о выданных сертификатах и декларациях, поскольку на основании этих документов в Россию ввозится товар. Как все другие органы власти, взаимодействуем с налоговой службой, с Россельзхознадзором.

Сейчас мы активно изучаем опыт создания информационных систем смежных с нами органов власти и определяем возможности информационного обмена: мы исходим из того, что система аккредитации (как механизм контроля за безопасностью товаров на «дорыночном» этапе) работает эффективно только тогда, когда подкрепляется работой контрольно-надзорных органов «на рынке». Поэтому обмен информацией для нас необходим. Одной из ИТ-инициатив нашего ведомства является создание – в рамках системы ФГИС – единой базы протоколов испытаний лабораторий (то есть тех самых отчетов об испытании и тестировании продукции), которая, как мы полагаем, будет востребована многими контрольно-надзорными органами.

CNews: Вы уже приступили к реализации этой идеи?

Савва Шипов: Пока нет. Были разработаны предложения, но, к сожалению, пока нет финансовых средств для воплощения этой задачи в реальность. Надеюсь, в следующем году нам удастся доказать перспективность и важность этого направления и получить финансирование под этот проект.

CNews: Есть ли какие-то планы относительно развития базы открытых данных?

Савва Шипов: Сразу оговорюсь, у нас достаточно широкая линейка открытых данных. Например, сведения о вакантных должностях, информация о результатах проверок, статистика, реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий и прочее. Все эти реестры ежедневно обновляются, и все сведения об аккредитации автоматически включаются в них. В дальнейшем мы планируем опубликовать всю информацию, у которой нет ограничений по использованию.

Одна из главных целей Росаккредитации – это прозрачная и открытая работа с организациями и лицами, которые задействованы в сфере оценки соответствия и к которым мы предъявляем те же требования прозрачности и открытости. ИТ-решения – один из механизмов, которые позволяют нам этого достичь.

Мария Коломыченко

 


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —