?врорегион "Донбасс" выгоден и воронежцам, и украинцам

Причины и смысл объединения четырех приграничных областей России и Украины на фоне внутриполитического кризиса в братской стране раскрыл для наших читателей директор Центра межрегиональных исследований Воронежского госуниверситета, кандидат экономических наук Дмитрий Ломсадзе - на "деловом завтраке" в редакции "РГ".

Воронежская область еще в январе присоединилась к еврорегиону "Донбасс", куда также входят Ростовская, Луганская и Донецкая области. Пожалуй, не все сегодня хорошо себе представляют, что вообще такое еврорегионы…

Дмитрий Ломсадзе: Да, к сожалению, эта тема в СМИ практически не звучит. Обывателя сразу настораживает корень "евро" в названии. На фоне обострения ситуации на Украине возникают смысловые спекуляции. Например, я видел в Интернете рассуждения со ссылками на вырванные из контекста слова из моей статьи: вот, мол, директор Центра межрегиональных исследований нахваливает еврорегион, а значит - и Евросоюз. То есть люди даже не поняли, о чем речь.

Поясню. Само понятие и правосубъектность еврорегиона появились в начале 1980-х годов, когда была принята соответствующая Европейская рамочная конвенция. Цели интеграционной политики еврорегионов - создание условий наибольшего благоприятствования для развития приграничных территорий: социально-экономического, торгового, производственного, научно-технического, образовательного, демографического, культурного, экологического, инфраструктурного… Еврорегионы должны были способствовать расширению Евросоюза через постепенное "втягивание" в его геополитическое пространство соседних государств путем активного взаимодействия их приграничных территорий. Эффективность подобной политики иллюстрируют такие еврорегионы, как "Адриатика" (территории Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Италии, Черногории и Словении), "Баварский лес" (Германия, Австрия, Чехия), "Беласица" (Болгария, Греция, Македония) и "Добрава" (между Чехией и Польшей).

В состав еврорегионов, созданных по лекалам ЕС, с 1990-х годов входят и все соседствующие со странами Европы области Украины. Причем Западная Украина охвачена процессами интеграции почти полностью: Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская и Черновицкая области включены в "Карпатский" еврорегион, Волынская - в "Буг". Ивано-Франковская и Черновицкая области состоят еще и в еврорегионе "Верхний Прут". Но, хотя изначально такая форма сотрудничества являлась частью геополитики расширения ЕС, сегодня инициатива трансграничного сотрудничества полностью перешла к России, Украине и Белоруссии. Наши еврорегионы начали создаваться вне ареала интересов Евросоюза. В 2003 году на территории Брянской области РФ, Гомельской области Белоруссии и Черниговской области Украины образован "Днепр" - первый еврорегион на постсоветском пространстве, возникший без участия стран-членов и кандидатов на вступление в ЕС. Затем появились еврорегионы "Слобожанщина" (Белгородская и Харьковская области), "Ярославна" (Курская и Сумская) и "Донбасс", куда изначально вошли Ростовская и Луганская области, а позже - Донецкая и, наконец, Воронежская.

Понимаете, история многократно перерисовывала государственные границы, а между людьми-то их как не было, так и нет - единые народы, этносы формируются тысячелетиями. Взять, к примеру, ту же "Слобожанщину" - ведь она исторически преемник Белгородской губернии 1727 года, в которую входили земли нынешней Харьковской, Курской, Орловской, Брянской, а с 1954 года и Воронежской областей. Восточные украинцы и жители Черноземья России тянутся друг к другу по той же объективной причине, по какой "западэнцы" упрямо считают себя частью Европы.

А что, собственно, общего у Воронежской и Луганской областей - кроме общей границы, генетической и исторической общности, культуры?

Дмитрий Ломсадзе: Экономика. Точнее, проблемы трансформации экономик в постсоветский период. Дело в том, что у Украины и России так называемые переходные к рынку модели национальных экономик, и многие негативные процессы в них происходят почти одинаково. Если говорить о нашей и Луганской области - то мы типичные старопромышленные регионы, где депрессивными стали машиностроение и высокотехнологичные производства. Меры по восстановлению индустриального потенциала, принимаемые внутри каждой из областей, мы сможем подкрепить реализацией общей промышленной политики еврорегиона "Донбасс" - как единого промышленно-производственного кластера. И антикризисные мероприятия могут развиваться по единому сценарию. Говоря научным языком, мы способны добиться более высоких результатов, используя синергетический эффект от сложения потенциалов. И когда мы говорим о едином историческом корне и братстве наших народов, то как раз имеем в виду, что социальный запрос на восстановление единого экономического пространства давно есть. На фоне соседей-луганчан Воронежская область сегодня показывает феноменальные показатели роста реальных доходов населения, а также промышленного и сельскохозяйственного производства. Наш динамично развивающийся регион может обеспечить заказами и загрузить производственные мощности не только своих, но и многих луганских предприятий. Например, Луганский тепловозостроительный завод благодаря заказам РЖД в 2013 году удвоил выпуск продукции до 250 единиц в год. Кстати, на Украину приходится и 60 процентов всего внешнеторгового оборота Воронежской области.

Правда, сделать сразу много и быстро не получится. Уж слишком долго мы шли в разных направлениях. В принципе, экономические отношения, какие могли, уже давно сложились. Принудительно подталкивать воронежский бизнес к партнерству и инвестициям в ту же Луганскую или Донецкую область бесполезно. В любом случае привлекательность и доходность с одной стороны уравновешивается рисками с другой. Так что сейчас перед советом еврорегиона "Донбасс", куда входят главы областных администраций, стоит задача создать особый преференциальный режим для бизнеса. Дать гарантии того, что все достойные программы и проекты будут поддержаны и реализованы на местах.

Какие конкретно возможности открывает нам вступление в еврорегион "Донбасс"?

Дмитрий Ломсадзе: Ну, во-первых - упрощенный порядок пересечения госграницы для жителей приграничных районов. Соответствующее межправительственное соглашение было подписано еще в 2011 году в Донецке, в рамках II Украинско-российского межрегионального экономического форума. Оно касается жителей Крыма, Донецкой, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской областей Украины, а также Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областей. Если вы, например, прописаны в Кантемировском районе Воронежской области, то по предъявлению внутреннего российского паспорта вы свободно, без очередей и излишних формальностей в режиме "зеленого коридора" пересекаете российско-украинскую границу в местном пункте пропуска. Таким образом, поддерживается и развивается челночная миграция: поездки на работу и с работы, по торговым делам, к родственникам и знакомым, то есть традиционная модель дружественных отношений. Это наилучший инструмент "народной дипломатии" и реальных скреп, не зависящих от политических кризисов.

Во-вторых, вопросы агропромышленной политики. Например, решение оперативных задач по обмену семенным фондом, ГСМ и техникой, мероприятия по профилактике вакцинации, ветеринарному и фитосанитарному контролю, недопущению экологических катастроф - все это уровень взаимодействия между главами муниципальных районов.

В третьих - реализация совместных инвестиционных проектов. Уже в мае этого года в Воронеже пройдет очередное заседание совета еврорегиона, где как раз будут обсуждаться конкретные инициативы. К примеру, создание нового транспортно-логистического терминала в Кантемировском районе на таможенном переходе Бугаевка или проект ростовской компании "Новоросс" - производство химических коагулянтов по очистке технических (в том числе шахтных) вод до состояния питьевой воды. Реготделения Торгово-промышленных палат РФ и Украины и Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области уже активно информируют местные компании о возможностях участия в совместных инвестпроектах.

Есть ряд гуманитарных проектов. Так, в честь 200-летия со дня рождения великого украинского поэта и культурного деятеля Тараса Шевченко есть предложение установить памятник на его малой родине, в Россошанском районе Воронежской области. В январе 2014 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Донецким научным центром Национальной академии наук Украины, Южным научным центром РАН в Ростове-на Дону, Воронежским госуниверситетом и Восточноукраинским национальным университетом имени Владимира Даля (Луганск). Прошлым летом, предвосхищая это событие, мы у себя в ВГУ уже создали Центр межрегиональных исследований, чтобы предметно заниматься проблемами трансграничной регионализации. Думаю, что подобные центры будут созданы и у наших коллег. Комплексные исследования позволят дать научную оценку реального интеграционного потенциала еврорегиона "Донбасс", что позволит перейти к разработке "дорожной карты" пошагового сближения России и Украины.

Кстати, интеграционный потенциал - не только экономический, но и социокультурный. Российские бизнесмены могут легко просчитать, насколько им выгодно завезти рабочих, например, из Таджикистана, но это создаст ряд дополнительных угроз и неконтролируемых рисков. На заседании рабочей группы воронежского отделения секретариата еврорегиона "Донбасс" я предлагал обсудить вопросы миграционной политики Воронежской области: почему при квотировании рабочих мест мы отдаем приоритет жителям Средней Азии, а не Луганской или Донецкой областей? Как известно, прямой экономический эффект от вложения средств увеличивается, если бизнес использует наемный труд работников, которые относятся к одной этнической, религиозной или языковой группе. Вы не задумывались, почему первыми и главными иностранными инвесторами в Китае были и остаются этнические китайцы из Гонконга и других стран? Думаю, что и у нас при прочих равных обстоятельствах будут предпочтительны квалифицированные трудовые мигранты с Украины (врачи, инженеры, строители, педагоги). Не так давно я видел телепередачу о том, как в Магаданской области решают проблему привлечения трудовых мигрантов.

Показали врача - парня из Луганска, который постоянно работает там в районной больнице. Дали ему жилье, приличную даже по российским меркам зарплату, он перевез семью, обжился. Это нормальное явление - рекрутирование. Признаемся: у нас по целому ряду профессий огромное количество вакансий. Нет специалистов. А на Украине нужные нам люди есть. Так давайте и мы гибко проводить региональную миграционную политику, рационально использовать человеческий капитал.

Вы сказали об упрощенном въезде - не грозит ли это нам потоком украинских "гастарбайтеров" из приграничья?

Дмитрий Ломсадзе: Действительно, в экономике и России, и Украины велика доля некриминального теневого сектора. Но эта внелегальная деятельность - вынужденная. Самозанятость населения - порой единственный способ выживания людей после "шоковой терапии" рыночных реформ, когда очень многие люди потеряли источник стабильного заработка и сильно опустились по социальной лестнице. Некоторые переквалифицировались, занялись коммерцией, уехали в другие страны в качестве трудовых мигрантов. Поэтому та же челночная (маятниковая) торговля в приграничье во многом связана с тем, что ничего другого мы местному населению и не можем предложить! Так что препятствовать ей не надо. Более того - именно ее и надо поддерживать, обеспечивая людям преференции в виде упрощенного режима провоза товаров и грузов через границу. Как экономист могу сказать, что для национальных бюджетов и платежных балансов - это дополнительные источники реальных доходов и инвестиционных транзакций.

Возьмите в качестве примера опыт приграничной торговли нашего Благовещенска и китайского города Хейхэ, которые разделены рекой Амур. Китайцы у себя даже памятник поставили героическим российским челнокам за их неоценимый вклад в развитие этого бывшего сельского поселения! Если мы у себя в Бугаевке, непосредственно на границе, сделаем не только таможенно-логистические терминалы и центры таможенного оформления, но и ангары, склады временного хранения, холодильники для скоропортящихся грузов - то получим новые рабочие места, резкое увеличение грузопотока между Украиной и Россией, а в итоге - прирост ВРП и экономической привлекательности Воронежской области.

Существуют ли, на ваш взгляд, подводные камни в экономическом сближении с Украиной?

Дмитрий Ломсадзе: Безусловно! Нашим партнерам необходимо срочно решать вопросы технического регулирования. Сегодня российские ГОСТы гармонизированы с украинскими ДСТУ. Но с 2015 года Россия и страны-участницы Таможенного союза должны перейти на новые техрегламенты, во многом соответствующие мировым стандартам. Кстати, ассоциированное участие Украины в Евросоюзе также предполагало поэтапный переход на европейские правила техрегулирования и единую европейскую нормативно-техническую базу. Если украинцы сейчас не определятся в своих национальных интеграционных приоритетах, то уже с 1 января 2015 года их товары при отсутствии соответствующих стандартам Таможенного союза сопроводительных документов и сертификатов не смогут попасть на наш рынок. По оценкам экспертов, для полного перехода на новые стандарты качества нужно от четырех до шести лет. То есть даже при условии, что украинцы оперативно решат присоединиться к Таможенному союзу, они просто физически не успеют провести сертификацию производства к 2015 году. Ну, а что такое несоответствие нашим стандартам и каковы последствия этого для национального бизнеса, мы хорошо знаем на примере молдавских и грузинских вин, латвийских шпрот и минеральной воды "Боржоми". Да и где, собственно, Украина найдет на сертификацию деньги - десятки миллиардов евро? При интеграции в Европу сертификацию вроде бы должен был финансировать ЕС. Хотя, учитывая опыт других стран Восточной Европы, не думаю, что он на самом деле собирался это делать - скорее можно было ожидать закрытия тех фабрик и производств, которые выпускают "нестандартную" по европейским меркам продукцию.


 

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 25 февраля 2014 г.


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —