?одернизация системы техрегулирования защитит рынок и повысит качество продукции РК

АСТАНА. КАЗИНФОРМ  - Создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России обнажило существующие в республике проблемы в техническом регулировании и метрологии, из-за которых многие отечественные бизнесмены не могут выйти на общий союзный рынок, а их продукция, соответственно, остается без спроса.

Между тем, в Казахстане уже разработана программа, призванная в ближайшие шесть лет кардинально модернизировать действующую в республике систему технического регулирования и придать отечественным производителям конкурентоспособность на внешних рынках, отметил председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Биржан Канешев в интервью газете «Курсивъ», опубликованном в номере за 22 мая.

- Биржан Бисекенович, наверное, будет логичным начать нашу беседу с того, что многие казахстанские бизнесмены возмущены невозможностью своего присутствия на рынке стран-участниц Таможенного союза, тогда как казалось, что создание Таможенного союза гарантирует открытость внешнего рынка для бизнеса «таможенной тройки». В чем, на Ваш взгляд, кроются причины сложившейся ситуации?

- Согласен. Несмотря на то, что структура техрегулирования Казахстана выстроена в сответствии с международной практикой и во внешней среде состыкована с всеми компонентами международной инфраструктуры качества, анализ текущего состояния выявил ряд ключевых проблем практически по всем инструментам системы, сдерживающим внедрение инноваций и влияющих на конкурентоспособность нашей продукции. Это и непокрытие испытаниями всех показателей безопасности, установленных техрегулированием ТС, и недостаточная оснащенность испытательных лабораторий, это и отсутствие согласованной позиции Республики Казахстан в рамках ЕЭП, и проблема ценообразования на услуги сертификации. К тому же, не стоит сбрасывать со счетов такие минусы, как устаревшая и неэффективная система надзора за рынком, а также низкие темпы внедрения международных стандартов в нашей республике.

Одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться, это формирование  единой консолидированной позиции госорганов и бизнес-сообщества. Ведь зачастую отечественные производители не участвуют в формировании технической политики ЕЭП при разработке и адаптации технических регламентов ТС, что приводит к проведению нормирования в отрыве от производства и создает дополнительные барьеры для бизнеса. Применение ОРВ (оценки регулирующего воздействия) позволило бы наиболее эффективно реагировать на эти процессы в ходе разработки и принятия документов. И, как следствие нашей работы в этом направлении, в целях создания обратной связи с бизнесом, получения их предложений и замечаний, в электронных СМИ размещается информация о вынесении на публичное обсуждение проектов технических регламентов Таможенного союза.

- Скажите, принятие каких мер целесообразно для изменения сложившейся ситуации, и какие работы в этом направлении   сегодня ведутся?

- Для повышения уровня казахстанского представительства на переговорах в рамках ТС и проведения анализа при принятии решений необходим целый комплекс мер. В первую очередь, мы ставим перед собой задачу обеспечить работу как вертикального, так и горизонтального взаимодействия между бизнесом и госорганами. Во всех областных центрах уже начали работу созданные региональные штабы, возобновлена работа экспертных советов по техрегулированию при отраслевых госорганах. В эти структуры вошли представители акиматов, региональных палат предпринимателей, органов подтверждения соответствия, крупные предприятия.

Для обеспечения единого подхода на заседаниях консультативного комитета ЕЭК на Межведомственной комиссии по техрегулированию и метрологии под руководством заместителя Премьер-Министра-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Асета Исекешева нужно определять составы переговорных команд и единую позицию казахстанской стороны по проектам ТР ТС, а также обеспечить участие специалистов Казахстана в ключевых организационных структурах ЕЭК.

Кроме того, для принятия качественного техрегулирования ТС и обеспечения 100%-ной готовности при их внедрении отраслевым госорганам в процессе разработки и согласования ТР следует проводить оценку регулирующего воздействия проектов ТР ТС и стандартов. Оценка регулирующего воздействия – аналитический инструмент, применяемый во всем мире при принятии тех или иных регуляторных мер со стороны государства. Этот инструмент дает возможность еще на начальном этапе исключить избыточное техрегулирование — возможные технические барьеры, определить плюсы и минусы устанавливаемых технических требований и избежать принятия ТР ТС, способных негативно повлиять на деятельность отечественных производителей, на потребителей и в целом на экономику страны.

Нами уже ведется работа по внесению изменений в Правила разработки технических регламентов в части обязательности проведения отраслевыми госорганами оценки регулирующего воздействия ТР. И это коррелируется с проведением анализа регулирующего воздействия всех разрабатываемых актов в рамках проекта Концепции госрегулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.

- Биржан Бисекенович, Вы рассказали о препонах, усложняющих выход отечественных товаров на рынок ТС. Однако и спрос на отечественную продукцию в рамках Таможенного союза остается низким. С чем это связано?

- Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием технической стыковки спроса и предложения на основе национальных стандартов, что негативно влияет на бизнес-климат и на ее экспортное продвижение. Для поддержки казахстанских производителей необходимо проводить оценку продукции на соответствие международным требованиям и стандартам. Уже сейчас по инициативе нашего Комитета внесены изменения в закон «О государственных закупках», согласно которым должны будут указываться национальные и неправительственные стандарты на продукцию, товар или услугу.

Данная мера принята, во-первых, с целью унификации требований заказчиков. Во-вторых, это возможность продвижения казахстанской продукции. К примеру, вводится завод в эксплуатацию, созданный по Карте индустриализации, ориентированный на новую продукцию. Однако требования к такой продукции не отражаются в действующих нормативно-технических документах, что затрудняет ее реализацию. Для решения данной проблемы необходимо разработать стандарт, включить в Классификатор и обеспечить тем самым выход ее на рынок.

- Какие инициативы предлагает возглавляемый вами Комитет по повышению уровня работы ведомства?

- На сегодня в Правительство внесено предложение о поддержании наших инициатив по законодательному закреплению статуса Национального органа по стандартизации, проведению в 2019-2022 годах заседания генеральной ассамблеи ИСО, стандарты которой являются всеобъемлющими и признанными мировым сообществом. Для укрепления позиций Казахстана на межгосударственном уровне считаю целесообразным создание Единой информационной системы обеспечения деятельности МГС по аналогии с порталом «е-Госстандарт». Это, кроме всего прочего, позволит осуществлять координацию и мониторинг процесса планирования и разработки межгосударственных стандартов, необходимых, в первую очередь, для реализации технического регулирования Таможенного союза и деятельности межгосударственных технических комитетов. А для свободного доступа к европейским стандартам целесообразно получение статуса органа-партнера CEN/ CENELEC.

Исходя из задачи, поставленной в Стратегии «Казахстан-2050» в рамках Послания Главы государства, к 2050 году планируется полностью обновить производственные активы нашей страны на уровень современных стандартов. Начата разработка специальной программы по модернизации сферы технического регулирования, которая заключается в новом принципе опережающей стандартизации. То есть, мы должны для экономики, для отраслей производства внести новые требования, новые нормы, новые стандарты европейского уровня  и, соответственно, все проекты, планируемые  к реализации в Казахстане, будут иметь необходимую нормативную базу.

Так, еще 25 декабря 2013 года данная программа была поддержана Премьер-министром РК, и в настоящее время она вносится в Правительство для ее утверждения.

Отмечу, что в Программе имеются 4 блока системных задач. Первый блок -  это технические регламенты  и собственно техническое регулирование, в чем оно заключается. То есть все, что предлагается к реализации в регионах в рамках второго этапа программы форсированного инновационного развития, имеют реальные проекты. Все они должны проходить экспертизу  на соответствие современным требованиям.

В рамках реализации программы по развитию техрегулирования ФИИР-2, новые региональные индустриальные планы должны основываться на новых технологиях, новых проектах. В связи с этим сейчас по поручению Премьер-министра РК созданы региональные штабы по техническому регулированию, которые возглавляют спецзамакимы областей. Туда входят соответствующие департаменты технического регулирования, они делают анализ через призму соответствия современным тенденциям. Потом делается сканирование этих проектов,  рассматривается, какие технические регламенты необходимы для дальнейшего обращения. Это уже новые продукции на территории страны, на территории Таможенного союза и, собственно, это становится нашим планом работы.

- Насколько затратным для государства будет обновление испытательных баз?

- Отраслевым государственным органам необходимо внести конкретные предложения по расширению и модернизации ведомственных лабораторий за счет средств республиканского бюджета. Уже рассмотрены наиболее чувствительные с точки зрения безопасности потребителя группы продукции по ТР ТС: это пищевая  продукция, детские игрушки, продукция легкой промышленности, средства индивидуальной защиты.

Кроме того, по видам продукции, по которым отсутствуют государственные лаборатории, считаю целесообразным предусмотреть меры стимулирования частной испытательной базы. Нами предложены изменения в соответствующий закон, предусматривающие меры господдержки для частных лабораторий при приобретении испытательного оборудования и средств измерений. Ввиду слабой отечественной испытательной базы и в целях снижения зависимости от российской испытательной базы необходимо принять механизмы признания зарубежных протоколов испытаний и сертификатов соответствия. Такие механизмы возможно принять на основе членства Казахстана в международных организациях по аккредитации (ILAC, IAF). Однако обязательства Казахстана в рамках Таможенного союза не позволяют напрямую воспользоваться данными возможностями, поэтому Казахстан внес предложение по применению данного механизма в рамках работ, проводимых в интеграционных объединениях Таможенного союза.

-  Какие проблемы в рамках метрологии стоят сегодня наиболее остро?

- Это отсутствие или недостаточная развитость метрологических служб госорганов и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах, где надежность результатов измерений имеет первостепенное значение: здравоохранение, безопасность транспорта, охрана окружающей среды, учетные операции, научные исследования. Это отсутствие должной подготовки специалистов по метрологии в республике, что усугубляет проблему нехватки кадров и развития метрологического обеспечения. А, как известно, метрология является своего рода «бухгалтерией» производства.

Решение этих проблем видится в поручении госорганам и отраслевым предприятиям создать в своей структуре метрологические службы. Например, сформировать соответствующий департамент в ФНБ «Самрук-Казына» для проведения работ по должному метрологическому обеспечению отраслей. Помимо этого, предлагаем создать и обеспечить оснащение метрологической базы республики в соответствии с потребностями промышленности и отраслей экономики в измерительном оборудовании, эталонах, методах испытаний и измерений. Также считаем необходимым возобновить подготовку бакалавров по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение».

- Каковы на сегодня главные проблемы, не позволяющие обеспечить должный уровень защиты потребительского рынка? А главное, что необходимо сделать для его защиты?

- Проведенный нами анализ показал, что действующая модель госконтроля лимитирована по торговой площади, отсутствует четкое закрепление процедур и мер и разграничение компетенции государственных контролирующих органов, отсутствует единая система управления рисками, анализ причин и условий создания потенциально опасной продукции. Помимо этого, наблюдается дублирование и отсутствие координации проверок. Отсюда дефекты в планировании проверок, отсутствует обратная связь, низок уровень потребительской культуры по вопросам обязательного подтверждения соответствия товаров, а также нет информационной интегрированной системы надзора за рынком.

Поэтому в рамках реформирования системы госконтроля для решения существующих проблем необходимо четко разграничить права, обязанности и ужесточить ответственность участников рынка путем принятия закона «О надзоре за рынком». Для проведения полноценной работы в рамках интеграционных объединений и осуществления функции межотраслевого координатора мы поднимаем вопрос усиления Комитета кадровыми ресурсами как на региональном, так и на республиканском уровнях.

Хочу особо отметить, что вышеотмеченные меры позволят скоординировать действия всех участников технического регулирования и создать необходимое правовое поле для защиты рынка и условия для создания конкурентоспособной отечественной продукции.     

 


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —