Курс на импортозамещение

Опыт использования российскими предприятиями инструментов стандартизации для вывода на рынок инновационной продукции. Информационный бюллетень «Техэксперт» №2 за 2017 год.

 

Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО) объединяет ведущих российских производителей алюминиевых, биметаллических, стальных панельных, чугунных радиаторов отопления, стальных и медно­алюминиевых конвекторов. Общая доля ее членов в отечественном производстве отопительных приборов составляет более 90%. Приоритетная цель Ассоциации – увеличение объемов производства отопительных приборов в Российской Федерации и повышение доли отечественной продукции на внутреннем рынке потребления. В числе основных задач АПРО – введение обязательных требований к безопасности, качеству и энергоэффективности отопительных приборов и обязательных процедур оценки (подтверждения) их соответствия данным требованиям, совершенствование стандартов на общие технические условия производства и методы испытаний отопительных приборов. Решение этих задач в отрасли напрямую связано с вопросами импортозамещения. Наш собеседник – исполнительный директор АПРО А. Квашнин.

 

– Александр Васильевич, как бы вы могли оценить сегодняшнее состояние российского рынка отопительного оборудования?

– В первую очередь хотел бы отметить рост отечественного производства. На сегодняшний день предприятия отрасли работают уже в 18 субъектах Российской Федерации, расположенных в семи административных округах.

В ближайшие два­три года планируется создать 5 новых производств отопительных приборов, в результате чего количество предприятий увеличится до 30.

Расширение существующих производств алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления позволило уже по итогам 2016 года достигнуть необходимого уровня импортозамещения, предусмотренного Планом по импортозамещению в отрасли цветной металлургии, утвержденным Минпромторгом России.

 По прогнозам Ассоциации производителей радиаторов отопления доля отечественных отопительных приборов на внутрироссийском рынке потребления с 22-24% в 2015 году уже к 2020 году вырастет до 50-70%. По итогам 2016 года мы уверенно выходим на показатель в 34%. То есть 10% за 1 год. Причем содействие процессам импортозамещения в отрасли мы рассматриваем как одну из основных задач Ассоциации.

 

– Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять, для того чтобы темпы процессов импортозамещения в отрасли не снижались?

– Одна из основных для отрасли мер – это введение обязательной сертификации отопительных приборов: радиаторов отопления и конвекторов. Причем введение обязательной сертификации – это эффективная и выгодная мера не только для потребителей отопительных приборов, но и для самих отечественных производителей, и для государства в целом.

В частности, для производителей будут обеспечены равные условия, что приведет к развитию добросовестной конкуренции на рынке. Будет закрыт доступ к выпуску в обращение на рынке той продукции по демпинговым ценам, которая не соответствует требованиям безопасности и имеет недостоверные технические характеристики. Пока, к сожалению, доля такой продукции на рынке пусть и уменьшается, но тем не менее остается значительной.

При обязательной сертификации добросовестные производители, которые осуществляют производство безопасной, качественной и энергоэффективной продукции, получат рыночные и репутационные преимущества.

Государство, в свою очередь, также не останется внакладе. Использование эффективных и безопасных отопительных приборов, соответствующих всем требованиям ГОСТ, позволит регионам и муниципалитетам снизить затраты на отопление и минимизировать количество аварий отопительных приборов.

Также за счет обязательной сертификации государство получит гарантии безопасности, качества и энергоэффективности продукции, что обеспечит надежность, долговечность и бесперебойность функционирования отопительной системы ЖКХ.

И, наконец, введение обязательной сертификации позволит обеспечить непосредственных потребителей отопительных приборов достоверной информацией об основных функциональных свойствах приобретаемой продукции, прежде всего о теплоотдаче, даст определенные гарантии безопасности приобретаемой продукции, в том числе за счет проведения ее испытаний на герметичность и статическую прочность.

Как видите, серьезных причин для введения обязательной сертификации в отрасли предостаточно. И наша Ассоциация последовательно выступает за ее практическое внедрение.

 

– А каковы сегодня реальные перспективы введения процедуры обязательной сертификации?

– В конце прошлого года было завершено публичное обсуждение проекта постановления Правительства РФ, предусматривающего внесение изменений в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Мы очень надеемся, что в самое ближайшее время он будет внесен в правительство.

После принятия проекта постановления необходимо в кратчайшие сроки утвердить стандарт на правила сертификации. Проект такого стандарта уже подготовлен АПРО и обсужден с представителями бизнес- и экспертного сообщества.

Планируется, что изменения в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, вступят в силу через 9-12 месяцев после подписания постановления Правительства Российской Федерации. Казалось бы, это значительное время, но для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий законодательством как раз установлены примерно такие длительные сроки. Нельзя допустить, чтобы после вступления постановления в силу производители и участники рынка оказались в «вакууме» – без организаций, аккредитованных на обязательное подтверждение соответствия.

Следующей логичной и эффективной мерой по развитию импортозамещения может стать предоставление отечественным производителям отопительных приборов преференций при участии в государственных и муниципальных закупках.

В настоящее время доля отечественных радиаторов отопления и конвекторов, поставляемых на социально значимые объекты в рамках государственных и муниципальных закупок, составляет не более 5-10%.

 

– Почему эта доля столь незначительна?

– Связано это с тем, что при осуществлении государственных и муниципальных закупок основным критерием является цена. Иностранные производители радиаторов отопления, в основном из КНР, снижают объемы используемого при производстве металла, тем самым уменьшая не только его конечную стоимость, но также надежность и энергоэффективность. В итоге отечественные производители в процессе госзакупок не в силах противостоять импорту в неравной конкурентной борьбе с ним.

Предоставление российским поставщикам радиаторов отопления и конвекторов преференций в рамках государственных закупок позволит насытить этот рынок качественной и надежной продукцией отечественного производства.

 

– А отечественные производители готовы обеспечить потребности госзакупок необходимыми объемами отопительного оборудования?

– В полной мере. Сегодня на территории страны существует достаточно производств отопительных приборов всех типов, совокупный объем выпуска продукции которых позволяет без проблем обеспечить все потребности государственных и муниципальных заказчиков.

По мнению АПРО, такая ситуация на рынке позволяет применить в отношении, например, отечественных алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления так называемое правило «третий лишний» – запрет на государственные закупки иностранной продукции при наличии не менее двух заявок на поставку российских товаров.

Поэтому в случае введения преференциального режима отсутствуют риски ограничения конкуренции и возникновения дефицита товаров на рынке госзакупок.

Как минимум необходимо предоставить российским производителям отопительных приборов пятнадцатипроцентное ценовое преимущество при осуществлении государственных закупок.

Все необходимые обоснования по данному вопросу Ассоциацией представлены в Минпромторг России.

Еще одной мерой по развитию импортозамещения является выделение в рамках ТН ВЭД ЕАЭС дополнительных кодов для алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. Это чрезвычайно актуально.

 

– Почему этот вопрос имеет такое большое значение?

– Дело в том, что в рамках Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) существует отдельная товарная подсубпозиция для радиаторов отопления из черных металлов.

Вместе с тем отдельные товарные подсубпозиции для радиаторов отопления из цветных металлов в ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют даже на уровне десятого знака. В результате алюминиевые радиаторы отопления сейчас классифицируются как санитарно­техническое оборудование, не являясь таковым по сути.

В свою очередь, объем импорта алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления в Россию более чем в три раза превышает объем импорта радиаторов отопления из черных металлов.

Таким образом, ТН ВЭД ЕАЭС в данной части морально устарела, имея коды на архаичные чугунные радиаторы и не предусматривая позиций на современные виды продукции систем отопления, объемы внешней торговли которыми существенно выше.

В этой связи мы выступили с предложением к Минэкономразвития и ФТС России вернуться к рассмотрению вопроса о выделении для алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления отдельных кодов в рамках ТН ВЭД ЕАЭС со специализацией на уровне десятого знака. Данная мера будет способствовать повышению эффективности таможенного контроля за импортом.

 

– Можно предположить, что АПРО каким­то образом сотрудничает с профессиональными объединениями строительного комплекса, которые также непосредственно заинтересованы в качестве отопительного оборудования?

– Совершенно верно. Мы тесно взаимодействуем с Ассоциацией «Национальное объединение строителей». Вместе реализуем проект по созданию подсистемы добровольной верификации оборудования, приборов и изделий для систем инженерно­технического обеспечения зданий и сооружений. Эта работа ведется также с участием Ассоциации предприятий индустрии климата «АПИК».

По результатам проведения верификации планируется сформировать «белые списки» прошедших верификацию моделей отопительных приборов и другой продукции отрасли отопительных систем, рекомендуемых для монтажа на строительных объектах.

Эти меры позволят обезопасить крупных потребителей отопительных приборов, повысят эффективность работы стройкомплекса России, а также позволят добросовестным производителям вывести позиционирование своей продукции на рынке на качественно новый уровень.


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта — 
Детская баскетбольная стойка. Баскетбольная стойка игровая.
принадлежности для барбекю