Борьба с недобросовестной сертификацией

Информационный бюллетень «Техэксперт» №8 за 2017 год.

 

Наведение порядка на рынке сертификационных услуг – тема чрезвычайно актуальная. Деятельность некоторых безответственных органов по сертификации, «бумажных» испытательных лабораторий не только дает пропуск на рынок недоброкачественной продукции, но и ставит в тяжелые условия добросовестных производителей, которым трудно конкурировать по цене с изготовителями и продавцами контрафакта и фальсификата.

В этих условиях все активнее развивается сотрудничество Росаккредитации с целым рядом отраслевых объединений, таких, например, как Алюминиевая Ассоциация.

О том, какие результаты приносит подобное взаимодействие, рассказывает руководитель направления по стандартизации Алюминиевой Ассоциации Алексей Львович Ефимов.

 

– Недавно Алюминиевая Ассоциация активно занялась наведением порядка на вторичном рынке легкосплавных колес для автомобилей. Почему именно эта тема, связанная с достаточно узким сегментом рынка автозапчастей, вышла на первый план?

– Алюминиевая Ассоциация – это объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия. Многие из них так или иначе связаны с рынком автозапчастей, в частности – колес транспортных средств. Именно они в определенный момент обратили внимание на то, что на рынке в очень больших объемах торгуют недоброкачественными колесам. Кстати, учитывая сегодняшний уровень «автомобилизации» в России, вторичный рынок колес трудно назвать узким сегментом.

 

– Откуда на этот рынок поступает некачественная продукция?

– Прежде всего из КНР. По данным экспертов, в 2016 году в Россию было ввезено около 1 млн колес из Китая. Доля этой продукции в общем импорте колес составляет около 90%. И эти колеса пользуются спросом прежде всего благодаря сравнительно низким ценам на них. Что же касается качества…

Отечественные производители автомобильных дисков по собственной инициативе провели испытания импортной продукции. Результаты были весьма красноречивыми: большинство образцов не выдерживало испытаний, предусмотренных российскими нормативными требованиями.

 

– А аналогичная российская продукция этим требованиям соответствует?

– Сегодня российские производители представлены на рынке легкосплавных колес современными отечественными предприятиями, обладающими новейшими технологиями и оборудованием с полным производственным циклом. К числу таких предприятий относятся члены Алюминиевой Ассоциации «Азов­Тэк», «КиК» и ЛМЗ «СКАД». Эти предприятия сертифицированы на соответствие международным стандартам ISO/TS 16949 и ISO 14001, что подтверждает высокий уровень систем менеджмента качества предприятий и дает право работать с крупнейшими мировыми автоконцернами.

Естественно, на продукцию этих предприятий имеются все необходимые сертификаты, полученные по результатам реально проведенных в аккредитованных лабораториях испытаний. Понятно, что это влияет на себестоимость выпускаемой продукции. Ситуация, типичная для многих секторов российского рынка: добросовестный, законопослушный бизнес оказывается неконкурентоспособным по сравнению с производителями и продавцами некачественного товара, снабженного весьма сомнительными сертификатами.

Поэтому российские производители решили обратиться в Алюминиевую Ассоциацию с просьбой помочь отстоять их интересы. Это вполне логично: одной из основных задач Ассоциации является как раз борьба с контрафактной продукцией.

Ассоциация закупила в достаточно известных специализированных интернет-магазинах образцы китайских колесных дисков и провела их исследование на базе независимой испытательной лаборатории ИЛКА-МАДИ. В общей сложности было закуплено 120 алюминиевых колес китайского производства 12 разных моделей, исходя из того, что по 10 образцов каждой модели должны в обязательном порядке проходить сертификационные испытания – таковы требования нормативных документов.

Проверка показала, что большая часть закупленных образцов из Китая потенциально представляет угрозу для потребителей.

В частности, 10 типов колес из 12 не прошли испытания на удар. Между тем именно испытание на удар – самое показательное. По сути, это имитация наезда автомобильного колеса на препятствие на дороге либо попадания в яму.

Интересно, что на все испытанные образцы имелись необходимые документы – сертификаты, результаты испытаний. Стало очевидным, что мы имеем дело с недобросовестной сертификацией. Борьбу с этим явлением мы уже с начала этого года ведем совместно с Росаккредитацией на регулярной основе. В рамках Общественного совета при ведомстве была создана рабочая группа по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере алюминиевой продукции. Эту рабочую группу возглавила сопредседатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Сергеевна Казовская. К участию в работе были приглашены все аккредитованные лица, представители органов по сертификации и испытательных лабораторий, отраслевые эксперты, производители и продавцы в сфере колес транспортных средств.

 

– Что реально может сделать рабочая группа для исправления ситуации с колесами на рынке?

– Это достаточно удобная площадка для того, чтобы собрать на ней представителей аккредитованных организаций в интересующей нас сфере и, глядя им в глаза, в присутствии руководства Росаккредитации задавать «неудобные» вопросы. Каким образом был выдан конкретный сертификат соответствия? Какие реальные образцы подвергались испытаниям? Как и когда эти испытания проводились?

Также рабочая группа позволила наладить необходимые коммуникации – в ее рамках мы не только посещаем все имеющиеся испытательные лаборатории, лично убеждаясь в наличии у них требуемого оборудования, но также участвуем в проведении сертификационных испытаний колес, инспекционного контроля.

Кроме того, на рабочей группе рассматриваются вопросы, затрагивающие процедуры сертификации колес, поскольку в настоящее время, к сожалению, разные участники рынка зачастую по-разному трактуют некоторые требования нормативных документов и методов испытаний.

Совместное обсуждение таких вопросов позволяет выработать общую позицию среди участников рабочей группы, прийти к единому пониманию установленных требований.

 

– Но представители недобросовестных органов по сертификации могут просто игнорировать приглашения на заседания рабочей группы…

– Дело в том, что на заседаниях лично присутствует руководитель Росаккредитации Алексей Игоревич Херсонцев. Так что игнорировать, конечно, можно, но практика показала, что делают это немногие. Приходят представители даже тех органов по сертификации, которые прекрасно знают, что к ним накопилось немало вопросов.

В результате всего за несколько месяцев деятельности рабочей группы удалось в значительной степени изменить ситуацию. Когда мы начинали работу, по нашим оценкам, порядка 80% действующих сертификатов на колеса были выданы вообще без проведения каких­либо испытаний. Сейчас это практически исключено. Так называемым «бумажным» лабораториям, не имеющим ни специального испытательного оборудования, ни компетентного персонала, в нашем секторе рынка делать нечего.

На сегодняшний день остались 4 испытательные лаборатории, способные проводить испытания колес в соответствии со всеми требованиями. Неудивительно, что нагрузка на них увеличилась, оборудование уже не простаивает.

По результатам деятельности рабочей группы лишены аккредитации два органа по сертификации, одна испытательная лаборатория; деятельность еще двух органов по сертификации и одной испытательной лаборатории пока приостановлена. Показательно, что именно эти аккредитованные лица выдали основной объем всех сертификатов на автомобильные колеса. Обращения рабочей группы стали формальным основанием для проведения проверок «ударной» деятельности этих организаций. Кроме того, на текущий момент прекращено или приостановлено довольно много сертификатов соответствия на колеса: более 80 штук, что составляет около 30% от всех выданных.

Необходимо также отметить, что сразу несколько органов по сертификации и испытательных лабораторий, зная о деятельности рабочей группы по наведению порядка в сфере сертификации колес, не стали дожидаться применения к ним санкций, добровольно отменили ранее выданные документы и прекратили практику оформления сертификатов соответствия в данном секторе рынка.

 

– Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие задачи рабочей группы?

– Основная цель нашей рабочей группы – создание такого рынка сертификации, при котором все ее участники, и в том числе мы как Ассоциация, можем быть полностью уверенными в том, что вся продукция, поступающая на рынок, прошла полноценные сертификационные испытания и соответствует установленным обязательным требованиям.

Для достижения этой цели мы ставим перед собой задачи максимального прекращения действия уже выданных сертификатов соответствия, пресечение выдачи сертификатов соответствия без проведения испытаний и с другими нарушениями, а также работы с аккредитованными лицами, допускающими такие нарушения.

Кроме того, среди задач рабочей группы – подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства, устранению правовых пробелов и практических проблем в сфере сертификации колес.

 

– Это реально?

– Мы надеемся, что то небольшое количество органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые сегодня остались в этом секторе рынка, будут взаимодействовать с нашей Ассоциацией по вопросам сертификации автомобильных колес. Собственно, такое сотрудничество уже началось. Органы по сертификации и испытательные лаборатории с пониманием относятся к нашим запросам, мы вместе решаем возникающие иногда спорные ситуации. Такие партнерские отношения между отраслевыми ассоциациями и работающими в конкретном секторе рынка аккредитованными организациями по сертификации, на мой взгляд, должны стать нормой.

Кроме того, уже и заявители на сертификацию, то есть производители, импортеры и поставщики включились в нашу работу. Многие из них с пониманием и поддержкой отнеслись к наведению порядка в данной сфере, потому как осознают, что единые и честные правила для всех – залог добросовестной конкуренции. Даже встречались случаи, когда заявитель жаловался на орган по сертификации, потому что последний при оформлении сертификата соответствия не произвел отбор образцов.

 другой стороны, можно и нужно говорить о пользе сотрудничества отраслевых ассоциаций, подобной нашей, с государственными органами, которые отвечают за порядок в том или ином сегменте рынка. Подчас у госорганов просто не хватает сил и ресурсов, чтобы этот порядок навести. А когда ассоциации берут на себя значительную часть работы по мониторингу рынка, по сбору материалов, необходимых для инициирования проверок, госорганы получают возможность работать более результативно.

На мой взгляд, первые результаты сотрудничества Росаккредитации и Алюминиевой Ассоциации наглядно этот тезис подтверждают.

Кроме того, в этом году Алюминиевой Ассоциацией заключено соглашение с Росаккредитацией о взаимодействии, в рамках которого квалифицированные специалисты членов Ассоциации привлекаются в качестве экспертов к процедурам первичной аккредитации и подтверждения компетентности. Таким образом, обеспечивается участие Ассоциации в комиссиях на всех стадиях аккредитации лиц, ведущих деятельность по сертификации алюминиевой продукции, – это позволяет объективно оценивать и допускать на рынок только действительно компетентные организации.

Помимо взаимодействия с Росаккредитацией, Алюминиевая Ассоциация также начала активное взаимодействие с Росстандартом – контрольно-надзорным органом за соблюдением требований технических регламентов.Основным предметом взаимодействия является обмен информацией о выявляемых нарушениях обязательных требований, организация проверочных мероприятий в отношении производителей, импортеров и поставщиков колес, отзыв небезопасной продукции с рынка.

Алюминиевая Ассоциация полагает, что взаимодействие и работа с надзорными органами как со стороны сертификации, так и со стороны проверки соответствия продукции позволит создать эффективную систему контроля, которая обеспечит допуск на рынок только качественной продукции, отвечающей всем установленным требованиям.

 

Комментарии:

 

Лоцманов Андрей Николаевич, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России:

«Соглашение о сотрудничестве, подписанное Алюминиевой Ассоциацией с Комитетом РСПП на ИННОПРОМе в июле этого года, открывает новые возможности в работе по обеспечению безопасности продукции на рынке России, будет способствовать продвижению продукции предприятий Алюминиевой Ассоциации в различных отраслях за счет эффективного использования инструментов технического регулирования и стандартизации.

Взаимодействие Алюминиевой Ассоциации с руководством ФСА (Федеральная служба по аккредита­ ции. – Прим. ред.) – это хороший пример наведения порядка в сфере подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС.

При этом отработанный Алюминиевой Ассоциацией вариант взаимодействия во многом перекликается с механизмом нотификации, инициатором которого является Комитет РСПП.

Введение нотификации позволит составить перечень органов по оценке соответствия, безусловно заслуживающих доверия не только органа по аккредитации, но и других органов власти, отвечающих за безопасность продукции, а самое главное – доверия отечественной промышленности».

 

Казовская Ирина Сергеевна, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации, председатель рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере алюминиевой продукции при Общественном совете Росаккредитации:

«В контексте решения общенациональной задачи по развитию отечественной промышленности, в том числе алюминиевой, крайне важно обеспечить необходимые условия для такого развития. Наличие низкокачественной продукции, поставляемой на территорию Российской Федерации по "фиктивным" сертификатам, является одним из серьезных факторов, сдерживающих рост отечественных высокотехнологичных производств.

К сожалению, проблема необоснованной выдачи сертификатов без проведения реальных испытаний сложилась уже достаточно давно и поразила практически все виды потребительской и промышленной продукции. Поэтому до начала совместной системной работы с Росаккредитацией идея наведения порядка в сфере сертификации автомобильных колес нам казалась весьма амбициозной и труднореализуемой.

Однако благодаря созданию рабочей группы, подписанию соглашения о взаимодействии, высокому профессионализму коллег из Федеральной службы по аккредитации, усилиям добросовестных участников рынка мы отмечаем, что нам удалось переломить и значительно улучшить ситуацию в сфере сертификации колес транспортных средств.

Мы надеемся, нашему положительному опыту по наведению порядка в сфере сертификации последуют и другие отрасли промышленности. Алюминиевая Ассоциация готова оказать им в этом необходимую помощь и поддержку.

Хочу поблагодарить Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и лично Андрея Николаевича Лоцманова за оказываемое содействие в решении совместных задач и проектов.

Также хочу поблагодарить руководство и сотрудников Росаккредитации и лично Алексея Игоревича Херсонцева за плодотворную и эффективную работу и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество.

Впереди еще много работы – необходимо навести порядок в сфере сертификации и декларирования соответствия и другой алюминиевой продукции: посуды, окон, кабелей и проводов и так далее».


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —