Вступивший в силу с первого января 2016 года экономический раздел соглашения между Украиной и Евросоюзом об ассоциации уже требует экстренного пересмотра. нициатором этого шага стал Киев, подсчитавший первые убытки от реализации подписанного документа. В Брюсселе спорить не стали, но по сложившейся в европейских институтах традиции приступили к процессу неспешно.

На данном этапе в Еврокомиссии лишь прорабатывают проект Регламента Евросоюза, по которому Украина может получить дополнительные торговые преференции. В частности, речь идет о либерализации доступа украинской аграрной и промышленной продукции на рынки Старого света. Но по самым оптимистичным подсчетам пакет новых экономических льгот для Киева, включающий снижение импортных пошлин на украинские товары, будет готов не ранее сентября 2016 года. Однако - с учетом непростой экономической ситуации внутри ЕС - эти предложения могут увязнуть при утверждении в структурах ЕС или же подвергнуться столь масштабной корректировке, после которой их содержание окажется полностью выхолощенным. Такой сценарий выглядит наиболее вероятным, поскольку большинство товаров, по которым украинские власти настойчиво хотят тарифной либерализации, являются чувствительными для единой Европы. В предстоящем споре силы явно не равные: в Брюсселе понимают, что Киев будет рад любой подачке и не сможет всерьез вести против ЕС торговую войну. Сидящие на кредитной игле украинские власти способны лишь униженно просить Еврокомиссию о пересмотре квот на отдельные товары. Но получат ли желаемое - большой вопрос: сегодня европейские производители уже добились роста своего присутствия на украинском рынке, и нынешнее положение дел Брюссель полностью устраивает.

Заложенный в соглашении по ассоциации беспошлинный доступ на рынки Старого света для украинских товаров обернулся хорошо продуманной Еврокомиссией манипуляцией с терминами и цифрами. К документам о преференциях для Киева в Брюсселе составили дополнение, куда внесли практически всю конкурентоспособную на рынках ЕС украинскую сельхозпродукцию. На нее были введены тарифные квоты. Все что Украина поставит в Старый свет свыше этих квот, будет облагаться таможенными пошлинами, что сделает эти товары неконкурентоспособными. Результат такого экономического "сближения" не замедлил сказаться - в 2015 году по сравнению с 2014 годом  объем торговли между Украиной и ЕС снизился с 30,9 до 26,7 миллиарда долларов.

В начале 2016 года Евросоюз увеличил поставки своей продукции на украинский рынок на 15 процентов. За тот же период рост поставок украинской продукции на рынки Европы составил 4,5 процента, причем только за счет того, что Киев продал большую часть товаров по квотам. За первый квартал 2016 года Украина выбрала выделенные ей годовые объемы по муке, сахару, обработанным томатам, меду, овсу. Куда предпринимателям деть остальную, не уместившуюся в квоты продукцию неясно - российский рынок закрыт, а на европейском с учетом пошлин она не востребована. Тенденция налицо: если Украина ввела ограничения по поставкам из ЕС на три вида продукции - мясо птицы, свинину и сахар, то Брюссель предпринял аналогичный шаг в отношении 36 видов украинских товаров.

Но даже введенные Киевом заградительные меры для трех видов производимой в ЕС продукции не останавливают бизнес Старого света. Министерство экономического развития Украины зафиксировало в первом квартале 2016 года рост импорта из стран ЕС по товарной позиции "сахар и кондитерские изделия" в 4 раза в денежном и более чем в 10 раз - в тоннажном выражении. Неприятный сюрприз для президента Петра Порошенко и его кондитерских фабрик. Прирост импорта на Украину по минеральным удобрениям увеличился почти в 2 раза в денежном и тоннажном выражении. В ответ на обоснованные, с цифрами, жалобы Киева, свою статистику по результатам торговли с Украиной услугами и взаимным инвестициям Евросоюз не публикует. Зато продолжает снабжать Украину агитками о преимуществах зоны свободной торговли и договора об ассоциации с ЕС. Но эти "моральные пряники" наталкиваются на очередные жалобы украинских предпринимателей, которые не успевают, в том числе по финансовым соображениям, с внедрением европейских директив в сфере технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля. А без этих нововведений украинские товары в Европе продаваться не смогут.

Официальный Киев также не выполняет в оговоренные сроки требования ЕС по созданию контролирующих структур, действующих по стандартам единой Европы. А без них  экономическая часть соглашения об ассоциации с ЕС выглядит игрой в одни ворота. И эти ворота - украинские.

На днях выступая в Верховной раде лидер "Оппозиционного блока" Юрий Бойко обвинил власти, что под громкими лозунгами они "уничтожают экономику, разрушают будущее страны". Обещанное украинцам от принятия договора об ассоциации с ЕС процветание и благоденствие так и не наступило. И мелкие подачки в вопросах квотирования, которые Киев выпрашивает у Евромиссии, ситуацию не изменят.


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —