Регионы должны стать «точкой сборки» реформы контроля и надзора

Основные интересанты реформирования контрольно-надзорной деятельности находятся в регионах, где сходятся функции федеральных, региональных и муниципальных инспекторов. Первые результаты реформы уже ощутимы не только на федеральном, но и на региональном уровне: сокращаются плановые, а где-то и внеплановые проверки, внедряются цифровые технологии, проводятся профилактические мероприятия, а перед инспекторами ставится задача разъяснять, а не наказывать. В ближайшие 2 года необходимо будет провести ревизию региональной нормативной базы, в которой содержатся требования к бизнесу. Ключевые решения, которые заложат фундамент для «умного» надзора, должны быть приняты в ближайшие 8 месяцев. Об этом заявил куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Совершенствование системы госконтроля в регионах — одно из направлений приоритетной программы, которая реализуется в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Я убеждён, что "точкой сборки" реформы контрольно-надзорной деятельности должен стать регион, губернатор и люди, которые отвечают за эту работу. Там, в регионах, основные интересанты, не в Москве. Там идёт совмещение всех видов надзора: и федерального, и регионального, и муниципального», — сказал Михаил Абызов.

На конференции рассмотрели опыт ряда регионов по реформированию госконтроля. Большая работа проведена в Москве: разработан порядок стимулирования сотрудников, подготовлены показатели эффективности инспекторов, которые отражают сроки выполнения контрольных мероприятий, качество административной работы и объёмы взысканий, а также качество профилактической работы. Столица является одним из лидеров в части информатизации госконтроля — с информационными системами работают все контрольно-надзорные органы.

Автоматизация, по мнению Михаила Абызова, является одним из важнейших направлений реформы. Опыт Москвы в этой части могли бы позаимствовать и другие регионы, уверен министр.

Нам нужно уходить в цифру. Развивать мобильные приложения, дистанционное взаимодействие с поднадзорными субъектами через личные кабинеты. Не дожидайтесь никаких общих решений. Делайте это сами, если есть возможность. Мы стараемся по максимуму в рамках начинающегося проекта "Цифровая экономика" эти затраты и эти приоритеты отстоять. Многие регионы пошли дальше и сегодня являются образцами. Информатизация — это то, что будет изменять характер взаимоотношений госнадзора с бизнесом. В конечном счёте мы должны сделать госнадзор более комфортным и сервис-ориентированным», — подчеркнул Михаил Абызов.

Что касается КПЭ для инспекторов, то они должны зависеть от динамики снижения ущерба в той или иной сфере, а не от числа выявленных нарушений и наложенных штрафов, напомнил министр. По словам Михаила Абызова, есть запрос к федеральному правительству на разработку типовой модели эффективности и результативности для наиболее массовых видов регионального контроля и надзора. На данный момент определено 10 таких видов контроля.

Положительные тенденции отмечаются в Тульской области, где 7 апреля состоялось первое публичное обсуждение результатов правоприменительной практики надзорного органа и бизнеса. На мероприятии с участием Михаила Абызова, врио губернатора Алексея Дюмина и главы МЧС Владимира Пучкова был задан тон дальнейшему совершенствованию госконтроля в регионе. За первое полугодие там снизилось на 12% количество внеплановых проверок. А число плановых проверок за последние несколько лет сократилось на 20%. 77% нарушений, выявленных в ходе профилактических рейдов, были добровольно устранены предпринимателями по итогам 2017 года.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить сокращение внеплановых проверок так, чтобы они составляли не более 30% от количества плановых. По словам замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, соответствующие предложения прорабатываются.

Они сводятся к тому, что проверки, которые касаются опасности для жизни и здоровья, не должны подпадать под эти ограничения. Проверки исполнения ранее выданных предписаний могут уходить в плановые проверки на следующий год. При этом, на наш взгляд, ограничения нужны, если по внеплановым проверкам нет риск-ориентированного подхода. Если же у нас будут утверждены индикаторы, по которым должны проводиться внеплановые проверки, то здесь никаких ограничений не нужно», — пояснил Савва Шипов.

Чек-листы, в которых содержится чёткий список проверяемых в ходе проверки требований, дали дополнительные возможности для повышения прозрачности контрольных мероприятий, проводимых в Тульской области.

Для систематизации требований, которые должен выполнять бизнес, Михаил Абызов призвал провести ревизию региональных нормативных актов, содержащих такие требования.

Требования вытекают из региональных нормативно-правовых актов. Это означает, что вы должны начинать работу, и это будет для вас задачей на 2018-2019 год — по ревизии региональных нормативно-правовых актов, которые устанавливают обязательные требования. Это ядро для работы и с прокуратурой, и с поднадзорными субъектами. Инспектор не приходит и ничего не выдумывает из головы, он проверяет требования, установленные законом. И если они избыточные, бизнес будет жаловаться. Совершенствование системы региональных нормативно-правовых актов — это работа с губернаторами, с законодательными собраниями», — отметил министр.

Министр также обратил внимание на то, что пока нет какой-либо универсальной модели структуры региональных надзорных ведомств, поскольку в нашей стране с учётом географических особенностей, разной структуры экономических субъектов, разных управленческих подходов невозможно одной меркой мерить все контрольно-надзорные органы. У субъектов должны быть свои полномочия, своё видение и свои возможности, убеждён министр. Но это не означает, что в следующем году не будут предложены эталонные, базовые модели, которые не будут носить директивный характер.

По словам Михаила Абызова, в скором времени будут предложены новые форматы балансовых обсуждений правоприменительной практики с бизнесом. Такая культура уже внедрена, эту практику необходимо развивать и вносить в неё разнообразие, считает он. Речь идёт, в том числе, о проведении совместных обсуждений сразу по нескольким видам контроля и надзора.

Фундамент для реформы госконтроля нужно заложить в ближайшие 8 месяцев, подчеркнул министр, заметив, что тема эта политически очень востребована. Эти вопросы, по его словам, поднимались на днях на встречах главы государства с избранными губернаторами и с представителями деловых кругов.

Мы этот вопрос будем особенно мониторить и сопровождать в предстоящем политическом цикле. Но проект не столько политический, сколько технологический. 2018 год критичен с точки зрения решений, которые мы должны принять. Нужно создать фундамент для работы новой команды правительства. Мы работаем в таком темпе, в котором давно не работала исполнительная власть. Темп очень высокий. Эта работа начала давать плоды в последние несколько месяцев, и это формирует и новые ожидания. К хорошему быстро привыкаешь. Кто помнит, как жилось без МФЦ? Так будет и с контролем и надзором — он должен постоянно совершенствоваться, быть ещё более понятным и комфортным», — сказал Михаил Абызов.

По итогам конференции будут подготовлены предложения по внесению изменений в паспорт проекта по совершенствованию надзорной деятельности в регионах, а также в соответствующие стандарты и регламенты.

 

Источник: Открытое правительство

 


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —