Доклад Федеральной службы по аккредитации по осуществлению в 2017 г. государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Выступление заместителя руководителя Росаккредитации Сергея Мигина на заседании итоговой коллегии Федеральной службы по аккредитации (Москва, 24 апреля 2018 г.)

 

Уважаемый Максим Станиславович!

Уважаемый Алексей Игоревич!

Уважаемые члены коллегии, приглашенные!

В 2017 г. Росаккредитация продолжила наращивать обороты по реализации полномочий по осуществлению государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. За отчетный период в общей сложности проведено 1214 проверок.

Работа традиционно строилась по двум направлениям.

Одно их них – это проверки устранения нарушений, выявленных в ходе осуществления регулярного подтверждения компетентности аккредитованных лиц. Число таких проверок стабильно, в прошлом году их было 832. Они примерно поровну распределились между центральным аппаратом, осуществляющим проверки в пределах Центрального федерального округа, и территориальными органами Службы. Это наглядно характеризует неравномерность плотности территориального распределения аккредитованных лиц.

В 2017 г. было также проведено 382 проверки на основании систематического наблюдения за деятельностью аккредитованных лиц и обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации.

По результатам проверок прекращено действие аккредитации 666 организаций. Приостановлено 412.

Еще более показателен внушительный рост количества аккредитованных лиц, сокративших свою область аккредитации. Таких за прошлый год насчитывается 2126. Рассматриваем эту тенденцию как косвенную оценку наведения порядка в системе в целом.

Если посмотреть чуть глубже в ретроспективу, то в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наметились две тенденции, которые отражают новые подходы службы к организации проведения контрольных мероприятий.

Первое. Сократилось общее количество проверок в рамках надзора, что с одной стороны, отражает переориентацию территориальных управлений на проверки по результатам планового подтверждения компетентности, а с другой – общий тренд на снижение административного давления на субъектов предпринимательской деятельности.

Это, однако, в конечном итоге, не означает ослабления контроля. Утвержденный в прошлом году Правительством порядок государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц дал возможность учитывать поступающие жалобы как раз в ходе подтверждения компетентности. При этом собственно эффективность проверочных мероприятий составила 82 процента, превысив прошлогодний показатель на 6,5 процентов, что свидетельствует о более рачительном использовании крайне ограниченного ресурса службы и прицельном профилировании проверочных мероприятий.

Второе. Существенный структурный сдвиг зафиксирован в применяемых формах проверочных мероприятий. Почти на 20% выросло количество более трудоемких выездных проверок, а число документарных проверок с запросом документов сократилось более чем на 40%. Они заменены новыми более тонкими и сразу отлично зарекомендовавшими себя механизмами контроля – направлением предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, предварительными проверками, документарными проверками без запроса документов. Это необременительно для аккредитованных лиц и одновременно позволяет достичь цели контрольного мероприятия.

2017 г. стал поворотным с точки зрения выстраивания скоординированной работы с нашими партнерами – федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) на рынке, правоохранительными органами, Федеральной таможенной службой, общероссийскими общественными объединениями предпринимателей и отраслевыми союзами.

Интенсивность взаимодействия наглядно приведена в цифрах.

В частности, Росаккредитация информирует по результатам проведения мероприятий по контролю, в том числе о документах о подтверждении соответствия, выданных без испытаний.

Если говорить об импортируемой продукции, то здесь критической контрольной точкой является ввоз образцов продукции. В прошлом году во исполнение поручения Госкомиссии по борьбе с контрафактом совместно с ФТС России было подготовлено разъяснение о порядке обеспечения прослеживаемости движения образцов. И уже в этом году мы видим зримые результаты, основанные на оперативном взаимодействии между нашими службами. Приведу лишь один пример из многих – на прошлой неделе вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза о безопасности аттракционов. Мы провели проверку по информации, поступившей из ФТС России, и выявили, что в июле 2017 г. одна из аккредитованных в этой чувствительной сфере лабораторий провела в европейской части России испытания аттракциона, который только в августе 2017 г., месяцем позже, физически пересек таможенную на Дальнем Востоке.

Другой пример эффективного межведомственного взаимодействия – с Росстандартом. В рамках противодействия незаконной сертификации и сбыту алюминиевых колесных дисков нами были установлены факты выдачи рядом органов по сертификации сертификатов соответствия на основании протоколов испытаний лабораторий, отсутствующих по адресу места осуществления деятельности. По результатам проверок направили в Росстандарт информацию о сертификатах соответствия, в отношении которых были основания полагать, что сертифицируемая продукция не проходила испытания на соответствие требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

Росстандарт, в свою очередь, направил организациям-продавцам предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также приостановке реализации продукции. Были проинформированы потребители указанной продукции о том, что ее эксплуатация может создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Аналогичным образом осуществляется работа и по другой товарной номенклатуре, например, цементу. В результате слаженной работы двух ведомств в МВД России направлено обращение о возможных фактах противоправной деятельности сотрудников органа по сертификации при выдаче сертификатов соответствия, подтверждающих качество и безопасность цемента.

Такой формат работы, в том числе и в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия, в прошлом году начали распространять на Роспотребнадзор, Россельхознадзор и другие ведомства.

Но основной прорыв произошел по линии взаимодействия с правоохранительными органами. Так, в рамках Соглашения о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России налажен взаимный информационный обмен, а также взаимодействие по проведению совместных мероприятий.

При непосредственной поддержке МВД России пресечена незаконная деятельность трех нелегальных сетей, обеспечивающих заявителей документами о подтверждении соответствия без проведения испытаний.

Одновременно при непосредственной поддержке ФСБ России, Генеральной Прокуратуры РФ пресечена незаконная деятельность целого ряда других «черных сертификаторов».

Дальнейшее развитие государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц видим в выстраивании модели так называемого «умного регулирования». Служба одной из первых несколько лет назад начала применять риск-ориентированный подход. Планируем сконцентрировать дальнейшие усилия, во-первых, на профилактике правонарушений, а во-вторых, на внедрении индикаторов риска. Приступим к их применению первыми, с 15 мая, когда вступит в силу соответствующий приказ Минэкономразвития России. Это позволит окончательно развернуть вектор работы с обслуживания жалоб различных групп интересов и отдельных ангажированных граждан на активную повестку, формируемую Службой исходя из профиля рисков и безусловной защиты охраняемых законом интересов общества и государства.


Москва, 109240, Россия
Котельническая наб., д.17, офис №300 (схема проезда)

Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50

E-mail: rgtr@rspp.ru
|Обратная связь


Яндекс.Метрика
 

Создание сайта —