Максим Решетников: ОРВ защищает бизнес и регионы от избыточных требований на сумму до 100 млрд рублей ежегодно

02.06.2025 Новости технического регулирования

За все время существования механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ) подготовлено более 15 тыс. заключений. В среднем каждое третье из них — отрицательное, а проведение оценки позволяет защитить бизнес и регионы от введения избыточных требований на сумму до 100 млрд рублей ежегодно. Об этом министр экономического развития России Максим Решетников сообщил в ходе форума «15 лет ОРВ в России: слово бизнесу».

По его словам, за прошедшие годы механизм ОРВ стал одним из ключевых инструментов системы госуправления, который обеспечивает сбалансированные решения при принятии нормативных актов. Важную роль при этом играет запущенный для общественного обсуждения инициатив Правительства и ведомств в 2012 году федеральный портал проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).

«За 13 лет работы на портале размещено более 117 тыс. актов (в среднем 9 тыс. актов в год). Это позволило сделать нормотворческий процесс прозрачным, оперативно включить бизнес в обсуждение федеральных инициатив. В этом году планируем запустить обновленную версию портала, созданную совместно с Минцифры на платформе „ГосТех“», — отметил Максим Решетников.

Конечная цель ОРВ, считает министр, — найти оптимальное решение в регулировании. При этом важно понять, сколько стоит та или иная регуляторная идея, определить состав издержек. Поэтому в 2024 году была принята новая методика их расчета.

«Разработчик оценивает различные виды издержек — содержательные и информационные сразу на шесть лет, согласует их с рабочими группами от бизнеса при Правительственной комиссии по административной реформе. Оценке подлежат и те акты, которыми улучшаются условия для работы предпринимателей в стране. Только в прошлом году с их принятием устранены существующие издержки почти на 380 млрд рублей», — подчеркнул глава Минэкономразвития.

Важным шагом в развитии механизма ОРВ стало распространение его на регионы и муниципалитеты. При этом подходы к проведению оценки разрабатываются коллегами с учетом региональной и местной специфики с обязательным выполнением общих для всех правил. По итогам 2024 года в топ регионов-лидеров по качеству проведения оценки вошли Москва, Ханты-Мансийский АО, Краснодарский край и Воронежская область.

«Отдельное направление — оценка влияния федеральных актов на региональные и муниципальные бюджеты. Проводим ее с 2022 года, отсматриваем все документы, которые могут привести к избыточной финансовой нагрузке на местные бюджеты. Проанализировали около четырех тысяч актов. Более ста из них не были приняты из-за потенциально высокой нагрузки на субъекты. По оценке субъектов, эта сумма могла составить за три года порядка 1,7 трлн рублей», — акцентировал Максим Решетников.

Большую роль для развития института ОРВ и регуляторной политики сыграло принятие закона «Об обязательных требованиях». Он закрепил проведение «регуляторной гильотины» для переоценки всех действующих требований к бизнесу, благодаря чему удалось сократить более чем в 20 раз количество актов, регулирующих его работу. Помимо прочего, была введена обязанность систематической (раз в шесть лет) оценки применения обязательных требований: ведомства должны на регулярной основе оценивать фактическое воздействие принятых норм и при необходимости корректировать их. Только после этого действие акта может быть продлено.

«Скоро пройдет шесть лет с момента проведения „регуляторной гильотины“. Это означает, что в ближайшие два года нам совместно с федеральными органами власти предстоит масштабная оценка применения действующих обязательных требований», — отметил министр.

Создание комфортных условий для бизнеса является одним из приоритетов работы Правительства Москвы, поделилась заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева.

«Оценка регулирующего воздействия позволяет создать инфраструктуру для диалога бизнеса и власти, формирует культуру принятия государственных решений с учетом обратной связи. В Москве ОРВ реализуется по двум направлениям: представление позиции региона по актам федерального уровня, которые затрагивают полномочия субъектов России, а также проведение оценки московской нормативной базы. Участие Москвы в ОРВ федеральных актов, когда мы выступаем в качестве объекта регулирования, позволяет лучше понять, как выстраивать диалог с бизнесом при ОРВ московской нормативной базы», — отметила Мария Багреева.

Президент РСПП Александр Шохин, в свою очередь, в качестве дальнейшего развития и расширения механизма предложил проработать возможность проведения ускоренной процедуры ОРВ.

«Есть проблема отсутствия ОРВ в отношении проектов нормативных актов, подготовленных на основании поручений Президента и Правительства РФ, в которых содержится указание на сжатые сроки разработки (не более 10 дней), — пояснил Александр Шохин. — Здесь можно было бы подумать о квази-ОРВ в ускоренном режиме с привлечением ключевых бизнес-объединений».

Благодаря институту ОРВ регуляторика, которая действует в нашей стране, становится максимально эффективной, а избыточные и неэффективные нормы постепенно исключаются из правового поля, бизнесу становится комфортнее работать, снижаются административный барьеры, считает статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев.

«ОРВ сегодня — это такая технология, которая позволяет определить, в чем состоит проблема, которую собираются регулировать разработчики, найти оптимальный для этого вариант, с одной стороны. А с другой — сделать это так, чтобы перевести в цифры оценки издержек бизнеса на это решение, издержки самого государства. ОРВ позволяет сделать эти оценки жесткими, по специально выверенной методологии и отдельно посоветоваться с бизнесом, с теми участниками регулирования, в отношении кого такие решения будут приниматься», — резюмировал Алексей Херсонцев.

В ходе форума участники также обсудили практику проведения ОРВ проектов решений ЕЭК за 10 лет, познакомились с практикой оценки фактического воздействия Банка России, участия системы Торгово-промышленной палаты РФ и РСПП при проведении процедуры ОРВ и предложениями по ее совершенствованию, применение технологий искусственного интеллекта, обсудили международный опыт в этой сфере.

«Мы всегда были и остаемся кузницей кадров для различных органов власти, в том числе и для тех, кто непосредственно занимается государственным регулированием. Поэтому для нас большая честь и радость принимать у себя столь важный форум, посвященный такому значимому инструменту совершенствования экономической политики, как ОРВ. Актуальность и важность задач, решаемых с помощью института ОРВ, сегодня особенно высоки. В условиях динамично меняющейся экономической ситуации эффективное государственное регулирование, основанное на взвешенном анализе и учете интересов бизнеса, является ключом к устойчивому развитию», — прокомментировал ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова Иван Лобанов.

Источник: Минэкономразвития России

 

 

 


Поделиться:







Подписка на новости