Вопросы правового обеспечения внедрения цифровых технологий в различные сферы экономики и права обсудили участники круглого стола «Цифровая стандартизация промышленности и право», который прошел 30 сентября 2025 года. Мероприятие было организовано кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
В работе круглого стола приняли участие представители научного сообщества, бизнеса, технических комитетов по стандартизации, объединений юридических лиц и отраслевые эксперты. От Росстандарта участие в мероприятии принял Руководитель ведомства Антон Шалаев.
Открывая встречу, первый проректор МГЮА Инна Ершова подчеркнула актуальность регулирования данной отрасли, а также рассказала об эволюции правового обеспечения стандартизации в России.
Антон Шалаев в своём докладе подробно осветил актуальные подходы и задачи, ключевые направления развития, сценарии применения цифровых стандартов, а также рассказал о возможностях и функциях цифровых сервисов, разрабатываемых Росстандартом. Особый акцент был сделан на развитии национальной системы стандартов в сфере информационных технологий и необходимости взаимосвязи правового и нормативно-технического обеспечения новых технологий.
«Для достижения технологического лидерства необходимо за короткий срок обеспечить высокую степень независимости в создании технологий, разработок и инженерных решений, освоить выпуск практически всей критически значимой продукции и продолжить возрождение инженерной школы и развитие кадрового потенциала. Без стандартизации и унификации сделать это крайне затруднительно – ведь стандарты должны не сдерживать технологическое развитие, а способствовать ему. Однако не менее важно и проактивное правовое сопровождение внедрения новых технологий – своего рода «правовой инжиниринг», – отметил Антон Шалаев.
С докладом на заседании Круглого стола выступил заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов. Тема выступления: «Законодательство в области технического регулирования и стандартизация, как инструмент поддержки интересов отечественных производителей».
Докладчик рассказал о работе Комитета РСПП по внесению существенных изменений в №184-ФЗ «О техническом регулировании», следствием которых стали поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях, Налоговый Кодекс РФ.
Как отметил Андрей Лоцманов, еще одним направлением работы Комитета РСПП в течение ряда лет стала инициация и принятие №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Он подчеркнул, что проект закона, принятого 10 лет назад, был разработан в соответствии с последними наилучшими мировыми законодательными практиками, содержит положения, которые могут служить примером для других законодательств, полностью соответствует требованиям ВТО.
По мнению Андрея Лоцманова, в настоящее время одной из важнейших задач, направленных на совершенствование действующего законодательства, является восстановление государственного контроля и надзора за выполнением требований технических регламентов ЕАЭС.
В августе прошлого года было подписано постановление № 1154 Правительства РФ о проведении эксперимента по восстановлению госнадзора за оборотом цемента, строительных смесей, радиаторов отопления, кабельной продукции. РСПП активно подключился к участию в эксперименте.
Эксперимент по восстановлению госнадзора за оборотом цемента, строительных смесей, радиаторов отопления, кабельной продукции заканчивается 1 сентября 2026 г. Решение о восстановлении госнадзора за оборотом данной продукции может быть принято не ранее, чем через 1.5 года.
Андрей Лоцманов уверен: госконтроль должен быть восстановлен в соответствии с Соглашением о госконтроле (надзоре) за соблюдением требований ТР ЕАЭС от 16.02.2021г. независимо от постановления Правительства РФ № 1154
На мероприятии были затронуты темы взаимодействия стандартизации промышленности и технологического суверенитета, государственного регулирования цифровой стандартизации промышленности, правового обеспечения использования искусственного интеллекта в данной сфере, трансфера инноваций, государственно-частного партнерства в данной области. Были раскрыты примеры зарубежного опыта правового регулирования цифровой стандартизации промышленности, а также обсуждены аспекты правовой защиты промышленных предприятий в условиях внедрения цифровых стандартов.

