Стандартизация в железнодорожном машиностроении

18.10.2021 Точка зрения

Ко Всемирному дню стандартов – интервью с руководителем Дирекции по стандартизации АО «Синара-Транспортные машины», Председателем Комитета ТПП РФ по техническому регулированию Сергеем Пугачевым

- Какую роль играет стандартизация в железнодорожном машиностроении?

Стандартизация играет важнейшую роль в железнодорожном машиностроении. Вся техника для железнодорожного транспорта выпускается по технической документации, в основу которой заложены требования стандартов, что гарантирует высокое качество и надежность выпускаемой продукции. Установленные для железнодорожного подвижного состава Техническими регламентами Таможенного союза обязательные требования безопасности в основном обеспечиваются за счет выполнения требований поддерживающих стандартов, которые внесены в соответствующий перечень.

Для каждого предприятия важно участвовать в работах по стандартизации, чтобы положения стандартов соответствовали уровню развития техники и обеспечивали не только пожелания заказчика, но и возможности производителей при обеспечении требуемого качества продукции. Важно, чтобы требования были «прозрачными» и не допускали различного толкования. Чтобы производители, заказчики, органы по сертификации, испытательные лаборатории и контролирующие органы имели общее понимание в части терминов, показателей и принципов, на основании которых сформированы те или иные требования или показатели.

Ключевое здесь, на мой взгляд, – это слаженная координация действий со всеми участниками процесса. С этой задачей наиболее эффективно справляются НП «ОПЖТ» и Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию под сопредседательством Пумпянского Дмитрия Александровича. СТМ совместно с РСПП, ОПЖТ, ТПП и другими организациями проделали титаническую работу в этом направлении, проделана большая работа над внесением изменений в российское законодательство о стандартизации, повышается статус и значимость стандартов организаций, а также мы основательно продвинулись в разработке и принятии основополагающих стандартов. В результате были приняты принципиальные решения, направленные на оптимизацию деятельности Технических комитетов, где удалось исключить дублирование в работе самих комитетов и закрепить за их деятельностью фонды стандартов и многое другое.

В тесной связи с этими организациями взаимодействует профильное подразделение СТМ - дирекция по стандартизации, которая вовлечена в работы по стандартизации и на всех уровнях обеспечивает интересы холдинга, в состав которого входит 13 предприятий, включающих 24 производственных площадки, и более 80 сервисных центров в более 40 регионах РФ, а численность сотрудников которого составляет 32 тыс. человек.

В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась в области железнодорожного транспорта по вопросу установления в стандартах на подвижной состав и его составные части количественных показателей назначенных сроков службы.

Мы считаем, что данные показатели не должны устанавливаться в стандартах на продукцию. Какой смысл закладывать в стандартах назначенный срок службы для железнодорожного транспорта 40 лет, если, например, с учетом развития технологий заказчик захочет чаще обновлять свой парк подвижного состава, ориентируясь на инновационную технику?

И здесь совершенно нет никаких противоречий с Техническими регламентами Таможенного союза. Подвижной состав однозначно должен быть безопасным в течение назначенного срока службы, количественные значения которого, в свою очередь, целесообразно устанавливать в технической документации на конкретную модель изделия, исходя из особенностей хозяйственной деятельности заказчика и его экономически обоснованных требований в части необходимого срока использования продукта с учетом финансовых затрат на него. Также необходимо принимать во внимание ряд других факторов – это и условия эксплуатации, и технология изготовления, и установление периодичности проведения технического обслуживания и ремонта, и качество проведения регламентных работ.

В этом вопросе мы нашли полную поддержку в НП «ОПЖТ», руководство которого разделяет нашу позицию.

- Какие разрабатываемые стандарты сейчас наиболее актуальны для вашей компании и почему?

В рамках Технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» и Комитета по НТД и стандартизации НП «ОПЖТ», в состав которых входит наш холдинг, традиционно ведется активная работа по разработке и обновлению базы стандартов для железнодорожного транспорта. Только с начала текущего года в АО «СТМ» поступило на согласование 145 документов по стандартизации, в том числе многие документы направлялись повторно после внесения в них изменений по замечаниям заинтересованных организаций.

Для нас, как организации разрабатывающей и выпускающей все виды тягового железнодорожного подвижного состава, интерес представляют пересматриваемые в текущем году стандарты на технические требования для магистральных и маневровых тепловозов, в том числе работающих на сжиженном природном газе, специальный железнодорожный подвижной состав, разрабатываемые межгосударственные стандарты на технические требования для электровозов и магистральных тепловозов, работающих на СПГ. Очень важное и перспективное направление - внедрение систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме, и АО «СТМ» активно участвует в деятельности Рабочей группы НП «ОПЖТ» по разработке стандартов в данной области.

Хотелось бы отметить работы, которые проводит АО «ВНИКТИ» по пересмотру ГОСТ «Тепловозы промышленные. Общие технические условия» и разработке двух новых стандартов для инновационной техники, выпуск которой наш холдинг освоил в текущем году – ГОСТ Р «Вагоны-платформы четырех и шестиосные скоростные. Общие технические условия» и ГОСТ Р «Тележки двух и трехосные скоростных грузовых вагонов. Общие технические условия». АО «СТМ» впервые для себя участвует в финансировании данных работ.

Отдельно необходимо сказать, что наш холдинг в текущем году готовит своими силами проект Изменения № 2 ГОСТ 15.902-2014 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство», который, вероятно, имеет наибольшую значимость для производителей железнодорожного подвижного состава. В данном Изменении мы хотим уточнить ряд положений ГОСТ 15.902, в том числе касательно понятия «составная часть», совершенствовать отдельные процедуры, исключить ошибочные данные, неоднозначные требования и противоречия, которые позволяют по-разному интерпретировать требования в процессе приемки. Кроме этого, мы активно следим за работами, проводимыми в рамках других Технических комитетов по стандартизации, в частности разработке стандартов для трамваев, двигателей внутреннего сгорания и другой техники, на выпуск которой ориентированы предприятия нашего холдинга.

Очень важно, что представители нашей организации активно участвуют в установлении правил и процедур национальной стандартизации, в т.ч. в интересах ТК 045.

- Пожелания к дню стандартизации коллегам?

Девиз Всемирного дня стандартизации 2021 года звучит: «Стандарты для достижения Целей устойчивого развития». И необходимо сказать, что проводимая работа по стандартизации в области железнодорожного транспорта полностью соответствует этому девизу и направлена на развитие экономики, социальное развитие, охрану окружающей среды и многие другие значимые для нашей жизни области.

Хотелось бы, чтобы коллеги продолжали активно участвовать в развитии стандартизации, повышающей качество и безопасность жизни, а также обеспечивающей устойчивое развитие нашего общества.

Желаю всем коллегам, в первую очередь, здоровья и благополучия в это непростое время!

Источник: ОПЖТ

 


Поделиться:



Подписка на новости