Сливки — обществу. Как контролируют качество молочных продуктов?

12.09.2022 Новости промышленной политики и технического регулирования

Для маркировки молочной продукции каждой партии товара присваивается код формата Data Matrix (внешне похожий на QR-код), содержащий уникальную последовательность символов. Его печатают или наклеивают на бутылку молока, сырный круг, пачку творога, банку сгущенки, мороженое и прочую «молочку». Исключение составляют продукты на развес и розлив, детское и лечебное питание, а также товар весом менее 30 граммов, например, порционные сливки. В системе «Честный знак» регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики, супермаркеты, кафе и рестораны. Они обмениваются данными благодаря системе электронного документооборота (ЭДО). Фабрика снабжает партию молока кодом, заказанным через систему, и продает товар оптовику, а тот распределяет его по магазинам — и о каждом этапе сделки система будет в курсе. Магазин проверяет, совпадает ли код в накладной с кодом на упаковках. Если все в порядке, молоко выставляют на витрину.

Коды выходят из тени

Код на упаковке — не единственная система контроля за продажей «молочки». Государство уже контролирует молочную продукцию через систему «Меркурий», которая отслеживает объемы сырья, закупаемого предприятиями, и сопоставляет с объемами того, что сходит с конвейера. По данным Россельхознадзора, в июне около 17,5% производителей сыра и масла выпустили больше молочной продукции, чем могли: значит, часть сырья была куплена неофициально. При этом еще в апреле их было более 30%. Снизить эту долю как раз и помогла интеграция данных «Меркурия» с «Честным знаком».

Вместе с тем, введение маркировки позволяет покупателю самостоятельно проверять «легальность» товаров.

«Просрочку можно обнаружить еще до покупки, отсканировав код с помощью мобильного приложения "Честный знак", — поясняет эксперт по автоматизации работы с маркировкой в рознице и общепите компании «Контур.Маркет» Владимир Поздняков. — Если система не распознает код, то он некорректный либо на полке лежит подделка. В таком случае покупатель может оставить жалобу, и контрольно-надзорные органы разберутся, на каком этапе в цепочку поставок вклинился контрафакт».

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператор «Честного знака» — проанализировал статистику сканирований через приложение и выяснил, что россияне чаще всего сомневаются в качестве именно молочной продукции: в среднем они совершают 250 тыс. сканирований этой продукции в неделю.

Теперь выявлять «молочных нелегалов» будут еще и через модернизированные кассовые аппараты. Продавец считывает код 2D-сканером, подключенным к онлайн-кассе, та отправляет данные в «Честный знак» посредством ЭДО. Если нарушений не обнаружено, то после печати чека система выводит товар из оборота. Второй раз продать в магазине молоко с таким же кодом не получится, потому что система идентифицирует его как выбывший из оборота. За торговлю молоком в обход единой системы юрлицо покарают штрафом до 100 тыс. рублей.

«Контролировать сроки годности станет проще самим магазинам, ведь они, как правило, продают просрочку не по злому умыслу, а по невнимательности, — уверен Поздняков. — Есть возможность автоматизировать отслеживание сроков годности: можно доработать связь кассовой программы с товароучетной системой так, чтобы касса предупреждала во время продажи, что продукция, которую только что отсканировали, уже просрочена».

Погасить код маркировки молочного продукта покупатель сможет и на кассе самообслуживания, в отличие от других маркированных товаров, уже продающихся через ЭДО, к примеру, лекарств, парфюмерии или фотоаппаратов.

Подключайся без затрат

Сам по себе электронный документооборот для розницы не в новинку. «С этим сервисом давно работают продуктовые магазины, у которых в ассортименте есть табачные изделия», — напоминает Владимир Поздняков. По оценке ЦРПТ, новую схему уже освоили более 90% участников оборота молочной продукции. «Бизнес начал подготовку к работе с ЭДО задолго до 1 сентября, времени было достаточно», — отмечают в Центре.

Специально для малого и среднего бизнеса оператор маркировки разработал решения, не требующие денежных и больших временных вложений. Речь про бесплатный сервис «ЭДО.Лайт» и еще одно мобильное приложение — «Честный ЗНАК.Бизнес», которое заменяет сканер. Все это позволяет бесшовно подключиться к системе. Освоить нюансы предпринимателям помогают в Ассоциации компаний розничной торговли. «Ситуация с поставками товара стабильная, дефицита на полках нет и не предвидится», — подтверждают там.

При этом заведения общепита и фермерские хозяйства получили отсрочку — они будут предоставлять сведения о маркировке молочной продукции и вводе-выводе ее из оборота с декабря 2023 года.

В планах государства — до 2024 года промаркировать все потребительские товары. Так, с ноября этого года через ЭДО начнут продавать питьевую воду (маркировку на которую наносят уже сейчас).

Источник: объясняем.рф

 

 


Поделиться:









Подписка на новости