Встреча Михаила Мишустина с руководителем АНО «Российская система качества» Максимом Протасовым

06.09.2023 Новости промышленной политики и технического регулирования

Руководитель Роскачества проинформировал Председателя Правительства о текущей деятельности организации, в том числе в условиях контрольно-надзорного моратория, внедрении новых инструментов в работу по формированию национальной системы качества.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Максим Александрович!

Встреча Михаила Мишустина с руководителем АНО «Российская система качества» Максимом Протасовым
 

Встреча Михаила Мишустина с руководителем АНО «Российская система качества» Максимом Протасовым

Вы возглавляете Роскачество, структуру, которая выполняет очень важную функцию – формирует национальную систему качества. А качество – это в первую очередь то, когда люди доверяют нашим товарам, продуктам, услугам. Вот последние цифры: более чем две трети потребителей сегодня отдают предпочтение российским товарам. Товарам, которые произвели у нас в стране. Это очень неплохо.

И конечно, люди должны получать объективную информацию о продуктах, услугах, товарах и быть уверенными в их высоком качестве. Как ведётся эта работа?

М.Протасов: Уважаемый Михаил Владимирович, Вы абсолютно правы. Действительно, уровень доверия потребителей к качеству российской продукции растёт. Если говорить о цифрах, которым точно можно радоваться, 91% составляет уровень доверия к качеству продовольственных товаров со стороны наших граждан. Это рекордный показатель за последние годы. Нам, конечно, хочется делать всё, чтобы и по другим товарным категориям цифры доверия двигались к этим показателям.

Руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов
 

Руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов

Для этого необходимо внедрять национальную идеологию качества, улучшать качество процессов, качество управления, качество товаров, услуг и, конечно, делать всё, чтобы потребители у нас были максимально грамотными, просвещёнными, осведомлёнными. Собственно говоря, в этом направлении Роскачество и осуществляет свою деятельность.

В период контрольно-надзорного моратория мы активизировали мониторинговые исследования. Мы не должны оказывать давление на бизнес, но в то же время делаем всё, чтобы качество товаров в ситуации контрольно-надзорного моратория не снизилось. Более 10,5 тыс. товаров нами исследовано в рамках мониторинговой деятельности в 232 товарных категориях – это 90% базовой потребительской корзины наших граждан.

Мы анализируем большие данные, статистику продаж сетей, данные аналитических агентств. Но что самое главное, мы выходим на мониторинговые мероприятия исходя из запросов самих граждан. Мы получаем от них около 145 тыс. запросов в месяц на наш портал, в наше мобильное приложение, недавно запущенное, в социальные сети Они просят исследовать те или иные товарные категории, ответить на те или иные вопросы. Мы это постоянно делаем.

В наших лабораториях мы, можно сказать, разбираем на молекулы эти товары и информацию о результатах этих исследований в открытом контуре, с открытыми протоколами предоставляем обществу. Мы передаём её контрольно-надзорным органам в рамках нашего обмена, и они формируют исходя из этого свои риск-ориентированные подходы.

Мы максимально прогружаем эти данные в систему маркировки «Честный знак», передаём их коллегам из маркетплейсов и онлайн-магазинов, для того чтобы они давали потребителям информацию о результатах исследований Роскачества на своих платформах. И, что очень важно, мы предоставляем эту информацию самим производителям.

По результатам полугодия 64% производителей в течение двух недель после получения от нас информации о тех или иных огрехах в их продукции сообщают о своих исправлениях, обращаются к экспертам Роскачества для внесения тех или иных изменений в свою работу. Это маховик такой позитивной работы через рынок. В первую очередь благодаря тому, что мы открыто рассказываем правду о товарах нашим гражданам. Это, повторюсь, и мобильное приложение, это и портал, и наши социальные сети. Здесь мы лидеры в открытости, то есть, мы максимально общаемся с нашими гражданами, с нашими потребителями.

Михаил Владимирович, Вы знаете, что по поручению Президента страны восемь лет назад был воссоздан, перезапущен государственный знак качества (это буква «К» в пятиугольнике), который получают лучшие российские товары, соответствующие не только заявленным национальным стандартам, не только техническим регламентам, но и опережающим стандартам.

В настоящий момент таких товаров у нас более 250. Более 40 регионов страны могут похвастаться тем, что у их производителей есть государственный знак качества. Это действительно знак, которому верят, маркер, которому доверяют наши потребители. Сейчас уровень доверия наших граждан к государственному, российскому знаку качества – 82%. Мы активно продвигаем его и товары с этим знаком в розничных сетях. Порядка 19% – рост продаж товаров после получения государственного знака качества. И более 60% торговых сетей постоянно проводят мероприятия по продвижению товаров с российским знаком качества.

М.Мишустин: Президент отмечал, что повышение качества отечественных товаров и услуг напрямую влияет на конкурентоспособность нашей экономики. И по поручению главы государства мы сейчас ведём активную работу по снижению административной нагрузки. Вы как раз упомянули о моратории.

Предприниматели, те, кто работает в сфере производства, промышленности, должны заниматься в первую очередь делом. И конечно же, встроенность всех процессов, связанных с контролем, должна быть удобна, необременительна для них. И мне кажется, очень много уже для этого сделано.

Здесь роль Вашей организации существенно возрастает. Вы напрямую взаимодействуете с потребителями, и решаете очень такую непростую задачу – контролировать качество произведённой продукции. Производилась ли донастройка существующих для этого инструментов? Расскажите о новых инструментах. Есть ли они у вас?

М.Протасов: Михаил Владимирович, во-первых, контроль без контроля – это наш идеал. В этом смысле Роскачество является инструментом, так сказать, мягкой силы, который, с одной стороны, мотивирует производителей к улучшению качества продукции и услуг, а с другой – воздействует через потребителя на производителей. Вот это наша вахта, и этим мы, собственно, занимаемся.

Если говорить о встройке в процессы и улучшении процессов самих производителей, содействии им в том, чтобы они производили всё более качественные товары и услуги для наших граждан, то здесь существует международно признанный инструмент, который называется «диагностика качества процессов». В нашей стране этот инструмент утверждён специальными национальными стандартами. Существует правительственная премия в области качества, точнее, в области качества и эффективности процессов предприятий. Через такую диагностику, цифровую диагностику, онлайн-диагностику, прошло более 4,5 тыс. предприятий.

У нас существует в настоящий момент более 150 экспертов, которых мы обучаем несколько раз в год. Для чего? Для того чтобы они на предприятиях страны внедряли лучшие системы менеджмента качества, лучшие принципы управления, бережливые технологии, эффективные подходы к сокращению издержек. Ведь сейчас особенно мы не можем себе позволить не быть конкурентоспособными. Поэтому каждая отрасль, каждое предприятие должны внедрять эту систему диагностики. Мы делаем всё, чтобы это стало нормой жизни для любых отраслей. В соответствии с Вашим поручением с сентября прошлого года мы внедряем систему дистанционной эффективной диагностики качества процессов в отраслях и в субъектах Федерации. По сути, мы создаём региональные, субъектовые и отраслевые системы диагностики, пройдя которые предприятия могли бы претендовать в том числе на правительственную премию в области качества на федеральном уровне, будучи более подготовленными, более конкурентоспособными.

Такие системы диагностики запущены уже в Нижегородской, Тульской, Белгородской, Курской областях, в Республике Дагестан. И что очень важно, в большом количестве отраслей. Сейчас этот вопрос решается в области здравоохранения, обсуждаем мы его и с коллегами из Министерства строительства, что они запустят такую же систему улучшения качества процессов.

Это первый блок, а за ним следует обучение. Если предприятие готово получать в Роскачестве знания о том, как становиться более эффективными, более качественными, мы учим их представителей в Академии Роскачества. Сейчас у нас порядка 300 постоянных программ. Это вебинары, онлайн-семинары, выездное обучение. Порядка 6 тысяч человек в прошлом году прошли у нас обучение. Возвращаясь на своё предприятие, они начинают внедрять там соответствующую культуру и идеологию качества. Мы абсолютно уверены, что на национальной идеологии качества зиждется конкурентоспособность экономики. И эта идеология качества может привести, самое главное, к более высокому качеству жизни наших граждан.

М.Мишустин: Спасибо, Максим Александрович. Сейчас открываются новые возможности для российских производителей в связи с уходом зарубежных компаний. Естественно, это новые вызовы для Роскачества, потому что нужно контролировать качество продукции, производства. И то, с чем сейчас сталкиваются наши предприниматели, которым надо произвести, привезти, возместить, создать добавленную стоимость соответствующим образом, – это всё вызовы. Поэтому нужно сделать всё необходимое для того, чтобы наша продукция была качественной, конкурентоспособной. Хочу пожелать вам в этом успехов.

Источник: Правительство России

 

 


Поделиться:



Подписка на новости