Форум «Техническое регулирование как инструмент евразийской интеграции»

09.02.2018 Новости Комитета

По традиции одним из самых значимых мероприятий программы Недели российского бизнеса стал Форум «Техническое регулирование как инструмент евразийской интеграции», организованный Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

Форум прошел 8 февраля в отеле «Ритц-Карлтон» и собрал свыше трехсот пятидесяти участников – представителей Евразийской экономической комиссии, государственных органов власти, объединений бизнеса, экспертного сообщества, крупных компаний.

В центре внимания участников Форума были вопросы  текущего состояния и перспектив развития системы технического регулирования Евразийского экономического союза, использования инструментов технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия для развития интеграционных процессов и защиты интересов добросовестных производителей.

Предметом обсуждения стали российские практики противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе на отдельных рынках, а также  опыт работы Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

В этом году акцент на Форуме был сделан на вопросах углубления интеграции в сфере технического регулирования, вопросы устранения технических и административных барьеров,  развития системы технического регулирования и стандартизации, а также участия в этом процессе бизнес-сообщества.

Особое внимание было уделено роли стандартизации в процессах формирования цифровой экономики.

Модератором Форума выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский

С приветственным словом к участникам Форума обратился Президент РСПП А.Н.Шохин.

Он, в частности, отметил, что за последние 15 лет в России, а затем и в Евразийском экономическом союзе сформирована система технического регулирования. Достигнутые результаты подтверждают, что взаимодействие бизнеса, экспертов, национальных органов власти и ЕЭК стало эффективной практикой сотрудничества.  И в этой части  Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия  является консолидированной площадкой, которая обеспечивает  эффективность работы по совершенствованию технического регулирования, в том числе, и в рамках ЕАЭС.

Президент РСПП особо отметил активизацию международного сотрудничества в сфере технического регулирования и стандартизации. Оно направлено на обеспечение доступа для российских компаний к нормативным документам других стран в сфере технического регулирования.

Несмотря на пока еще недостаточное применение российскими компаниями международных стандартов, это одно из самых перспективных направлений работы, учитывая, что поддержка экспорта является одним из приоритетных направлений нашей экономической политики.

А.Н.Шохин считает, что возникла необходимость субсидирования работы российских компаний, направленной на сертификацию своей продукции за рубежом.  

Он также отметил особую важность еще одного направления работы – цифровизацию в сфере технического регулирования. В последнее время этой теме уделяется очень большое внимание. В рамках РСПП создан Комитет по цифровой экономике.  Важным направлением является создание  библиотеки действующих национальных стандартов по приоритетным направлениям в машиночитаемом формате. Необходима также гармонизация подходов  на пространстве ЕАЭС в совершенствовании системы стандартизации и нормативно-правового регулирования с учетом решения задач цифровой экономики. Тема цифровизации является сейчас одной из приоритетных для ЕЭК.

А.Н.Лоцманов  – Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге  в своем докладе рассказал об актуальных направлениях деятельности Комитета РСПП.

Стандартизация для цифровой экономики становится новым и важным направлением в работе Комитета. Сегодня эти вопросы, в частности Индустриальная платформа 4.0, звучат на многих площадках. В прошлом году  Генеральные ассамблеи ИСО и МЭК были посвящены в основном вопросам цифровизации, разработке машиночитаемых стандартов, подготовке кадров для этой работы. Поэтому эта тема стала одной из основных в работе Комитета. По этому направлению возобновляется взаимодействие с промышленностью Германии, в частности, с корпорацией «Сименс», с Восточным комитетом немецкой экономики.

А.Н.Лоцманов также рассказал об участии Комитета РСПП в реализации закона «О стандартизации в Российской Федерации», подчеркнул важность участия экспертного сообщества в обсуждении Стратегии развития стандартизации до 2025 года. Он особо отметил роль Апелляционной комиссии, так как наблюдаются две тревожные тенденции: отдельные технические комитеты предпринимают попытки разработки стандартов, содержащих пониженные требования к продукции, работа некоторых других практически контролируется одной или несколькими компаниями. В этих условиях работа Апелляционной комиссии имеет особое значение.

А.Н.Лоцманов также подробно рассмотрел результаты и  перспективы противодействия проникновению на рынок недоброкачественной, фальсифицированной, контрактной продукции,   результаты работы в этом направлении отраслевых объединений бизнеса.  При этом он подчеркнул большое значение совместных согласованных действий в этом направлении представителей промышленности и властных структур.   

С докладом на Форуме выступил В.Н.Корешков  – Член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии по техническому регулированию.

В своем выступлении он  подчеркнул, что в условиях динамично развивающегося рынка инструментами технического регулирования недостаточно обеспечивать только безопасность продукции и процессов ее производства. Необходим более широкий, современный подход: нужно создать бизнесу условия и стимулы для постоянного повышения качества продукции, которая была бы высококонкурентоспособной на мировом рынке. По мнению В.Н. Корешкова, следует своевременно реагировать на передовые запросы промышленности, создавать механизм установления «опережающих требований» на основе применения добровольных стандартов и общих процедур оценки соответствия с повышением оперативности принятия и качества разработки современных стандартов.

Практически на всех стадиях разработки технических регламентов и перечней стандартов к ним обеспечено участие бизнеса союзных стран, что позволяет открыто обсуждать самые острые вопросы и приходить по ним к согласию. Именно так, в режиме открытого диалога с предпринимателями, устанавливаются сейчас в ЕАЭС обязательные требования к товарам, обращающимся на едином рынке Союза. Но взаимодействие Комиссии и различных национальных госструктур с бизнесом, как считает В.Н. Корешков, можно сделать еще более эффективным.

А.В.Абрамов  – Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в своем выступлении выразил мнение, что страны ЕАЭС должны сосредоточить усилия на формировании совместной инфраструктуры качества. Основой для нее способны стать эффективно работающие в мире национальные системы. Речь идет о практике большинства передовых стран мира, реализуемой, в том числе, в интересах бизнеса. «Вкладывая в развитие производства и обучение своего персонала, бизнес должен при этом понимать, что государство защищает его от недобросовестной конкуренции со стороны компаний, которые не хотят соблюдать установленные на рынке правила игры», – отметил руководитель Росстандарта.

Докладчик подчеркнул, что инфраструктура качества в стране складывается из четырёх базовых элементов - стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и аккредитации. Сюда должны быть интегрированы наработки в сфере обеспечения качества каждой из пяти стран ЕАЭС. Нескоординированные действия затруднят достижение ключевой цели, которая состоит в построении общего цивилизованного рынка, где выгоду получают добросовестные производители, а потребитель чувствует себя в полной мере защищенным, подчеркнул глава Росстандарта.

А.В.Абрамов отметил необходимость скорейшего создания совета национальных органов по стандартизации: такой совет должен стать одним из элементов совместной инфраструктуры качества на пространстве Евразийского экономического союза. Его функция – более эффективная координация общих усилий. «Так мы сможем обеспечить и надлежащее качество новых стандартов, и скорость их принятия, и их релевантность современным реалиям», – отметил руководитель Росстандарта.

Еще одно направление работы – формирование общего пула государственных лабораторий. Эта работа сейчас ведется в России. «Думаю, что целесообразно такую же работу провести и в других странах ЕАЭС. В дальнейшем это даст возможность продвинуться в решении актуальных вопросов, связанных с оценкой соответствия», – сказал А.В. Абрамов. Он добавил, что это будет иметь большое значение для развития зон свободной торговли с третьими странами.

Руководитель Федеральной службы по аккредитации А.И.Херсонцев в своем докладе назвал важнейшим событием прошедшего года  получение Россией статуса полноправного члена ILАC и АPLАC, рассказал о тех возможностях, которые эти события предоставляют бизнесу.

По мнению докладчика, в прошлом году успешно внедрялись в практику новые подходы к противодействию незаконным практикам в сфере оценки соответствия. В значительной степени их удалось реализовать за счет совместных усилий Росаккредитации  и отраслевых объединений промышленников.

А.И.Херсонцев подробно рассказал о механизмах и результатах  взаимодействии ведомства с отраслевыми ассоциациями, совместной работе, направленной на борьбу с проникновением на рынок некачественной, фальсифицированной, контрафактной продукции. Он также отметил важную роль, которую играет сегодня в этой работе Роскачество.  

А.Ю.Попова – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в своем докладе сообщила о том,  Роспотребнадзор  считает необходимым создать стратегию качества продукции в ЕАЭС.

«В прошлом году в Российской Федерации принята стратегия в сфере защиты прав потребителей, до этого стратегия качества пищевых продуктов в РФ. Мне кажется, переход только от требований к обязательной безопасности к требованиям качества, безусловно, назрел. И, может быть, Евразийскому экономическому союзу и коллегии подойти к разработке такой стратегии и такой концепции в рамках Евразийского экономического союза. Одномоментно этого не сделать. Мы с вами отказались от обязательности гостов там, где приняты технические регламенты. Мы с вами регулируем только безопасность, мы не регулируем качество. Мне кажется, что настал тот период и общество это просто требует, чтобы продукция была не просто безопасной, но и качественной. РФ здесь делает большие шаги, но нормативное регулирование в первую очередь должно быть на площадке Евразийского экономического союза. Поэтому я прошу рассмотреть мое предложение о том, что стратегия или концепция обеспечения всей продукции, не только пищевой, качественной на площадке Союза должна быть создана Евразийской экономической комиссией и нам представлена», — сказала она.

На Форуме также выступили  А.Д.Харлап – Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» (Республика Беларусь), Д.Б.Жунусова  – Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», В.В.Распопов  – Заместитель директора Фонда развития промышленности.

В выступлениях участников Форума были затронуты вопросы совершенствования системы технического регулирования ЕАЭС с учетом правоприменительной практики, меры по борьбе с оборотом продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, создания единой инфраструктуры качества на национальном и региональном уровнях. Речь шла также о совершенствовании контроля (надзора) в сфере технического регулирования, реализации Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий и других актуальных проблемах

В Резолюции, проект которой был единогласно одобрен участниками Форума, отмечено, что  за последние годы в Евразийском экономическом союзе  в целом сформирована система технического регулирования.

Принято 46 технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), 37 из которых вступили в силу. До конца 2018 года вступят в силу еще  три технических регламента ЕАЭС.

Практически на всех стадиях разработки технических регламентов и перечней стандартов к ним обеспечено участие промышленности заинтересованных организаций стран-участниц ЕАЭС, что позволяет в режиме открытого диалога находить приемлемые пути по установлению обязательных требований.

Участниками форума отмечено, что с принятием ФЗ №162 «О стандартизации в Российской Федерации» значение стандартов значительно возросло.

За прошедший год в Российской Федерации проведена работа по обновлению технических комитетов по стандартизации, подготовлен проект Стратегии развития Росстандарта на период до 2025 года, продолжается работа по внесению изменений в основополагающие стандарты и т.д. Эффективно работает комиссия по апелляциям Росстандарта.

Участники форума отметили необходимость разработки мер по повышению эффективности существующих форм государственно-частного партнерства в области стандартизации. Кроме того практика реализации ФЗ №162 «О стандартизации в Российской Федерации» показала целесообразность корректировки ряда нормативных правовых актов в части уточнения статуса и порядка разработки правил и рекомендаций по стандартизации, уточнения порядка создания и функционирования проектных технических комитетов и т.д.  

В настоящее время в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации»  сформированы центры компетенций в областях нормативного регулирования, кадров и образования, информационной безопасности и др.

Участники Форума приняли решение обратиться к  Руководству ЕЭК с предложениями.  В частности, рекомендовано:

  • ускорить внедрение системы информирования о продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС;

  • установить механизм эффективного взаимодействия органов государственного надзора, создания системы прослеживаемости продукции, которая обеспечит ее легальность и безопасность.

  • обеспечить гармонизацию принципов ответственности за нарушение единых  требований, что позволит обеспечить системный подход и результативность выявления на рынке опасной продукции;

  • разработать единые программы ЕАЭС, направленные на повышение потребительской грамотности, подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере технического регулирования.

Решено обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

  • о создании Центра компетенций в области стандартизации информационных технологий;

  • ускорить принятие законопроекта, позволяющего органам государственной власти признавать недействительными ранее выданные сертификаты и аннулировать декларации.

Комитету РСПП предложено с целью обеспечения участия российской промышленности в реализации немецкой инициативы «Industrie 4:0» возобновить сотрудничество Комитета РСПП и Комитета по техническому регулированию Немецкой ассоциацией промышленников (BDI).

После внесения в текст Резолюции дополнений и предложений участников Форума, она будет направлена в ЕЭК и заинтересованные федеральные органы власти.

Итоги форума «Техническое регулирование – как инструмент евразийской интеграции» 8 февраля были рассмотрены на заседании Президиума Делового Совета ЕАЭС.

На примере ряда отраслей было наглядно показано, что использование стандартизации и обязательной сертификации позволяет устранять недобросовестную конкуренцию, снижать оборот опасной, фальсифицированной продукции, сопровождаемой недостоверными сертификатами, формировать условия для развития производства, создания новых рабочих мест и, в целом, повышает инвестиционную привлекательность российской экономики.

 

Презентации

 

Шохин Александр Николаевич - Президент РСПП

Лоцманов Андрей Николаевич - Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России

Корешков Валерий Николаевич - Член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии по техническому регулированию

Абрамов Алексей Владимирович - Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Попова Анна Юрьевна - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Распопов Владимир Владимирович - Заместитель директора Фонда развития промышленности

 

 


Поделиться:





Подписка на новости