Как избежать штрафов после введения обязательной маркировки

05.07.2019 Точка зрения

О том, как производителям и дистрибьюторам подготовиться к введению обязательной маркировки на ряд товаров, рассказал директор по развитию компании InStock Technologies Дмитрий Филатов


Обязательная маркировка товаров: суть

Обязательная маркировка затронет большинство отраслей промышленности. Маркировать будут лекарства, табачную продукцию, обувь, одежду, продукты питания, шины, парфюмерию, косметику, минеральную воду и многие другие товары.

С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной табачной продукции, с 1 октября будет введена обязательная маркировка для лекарственных препаратов категории ВЗН (высокозатратных нозологий), с 1 января 2020 года — для остальных лекарств. Представители федеральных органов исполнительной власти уже предупредили, что никаких отсрочек не будет и всем производителям лекарств необходимо успеть подготовиться к маркировке.

Ее суть сводится к тому, что на каждую пачку сигарет, упаковку лекарства, коробку с обувью, на шины, одежду и все другие товары, подлежащие маркировке, наносится QR-код, содержащий уникальный серийный номер данной упаковки.

Далее все участники оборота должны передавать в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Честный знак» информацию о движении маркированной продукции. Если какое-либо предприятие не передает информацию или передает в систему ошибочные данные, ему грозят существенные штрафы. Вся информация о движении товаров будет в электронном виде.

Теперь всем необходим точный учет, чтобы вовремя увидеть расхождения между товарами, которые фактически находятся на складе и которые там есть только по данным ФГИС. Пока штрафов за такие расхождения нет, но все впереди.

Что передается в систему ФГИС «Честный знак»

На производстве единичные маркированные потребительские упаковки укладываются в короба; короба в свою очередь укладываются на палеты. На все эти транспортные упаковки необходимо генерировать новые коды, содержащие информацию о вложенных упаковках, и отправлять эти данные в ФГИС. Далее продукция поступает на склад оптовика или дистрибьютора, затем на точки продаж или на экспорт.

Когда меняется дислокация маркированного товара (площадка хранения) либо ИНН владельца, сведения об отгрузке товара от поставщика и его приемке получателем тоже регистрируются в системе «Честный знак».

На складах для организации хранения и дальнейших отгрузок необходимо расформировывать поступившие от производителя транспортные упаковки и создавать новые, которые будут отправляться в розничные сети или другим оптовикам. Информацию о расформировании и создании новых упаковок с новыми сгенерированными кодами снова необходимо отправить во ФГИС. Причем при создании маркировки транспортных упаковок все сгенерированные коды надо направлять в «Честный знак» для подтверждения их уникальности и лишь после этого наносить маркировку на палеты и короба.

Когда товар продается или передается конечному потребителю, уникальный код этого товара выводится из оборота и об этом информируется ФГИС. Вывод из оборота происходит так же, если отбираются образцы, обнаруживается брак на складе или производстве. Все данные о движении маркированных товаров нужно передавать в установленных государством определенных форматах, и важно соблюдать сроки передачи данных.

Учитывая весь объем информации, ясно, что для производителя, дистрибьютора и точек продаж невозможно вручную через личный кабинет системы «Честный знак» вносить все данные о маркированных товарах. Необходим специальный модуль интеграции с ФГИС, который поможет обмениваться с системой корректной информацией по установленным правилам и в нужных форматах, и в необходимые сроки — именно это поможет избежать простоев, штрафов и срывов поставок.

Что нужно производителю

Если вы производитель, то вам надо закупать коды через систему маркировки на все выпускаемые единицы товара. Далее эти коды наносить с помощью программно-аппаратного комплекса на продукцию, укладывать товары в транспортные упаковки, маркировать эти упаковки и передавать в систему данные о вводе вашей продукции в оборот и передаче на склады оптовиков и дистрибьюторов.

Модуль интеграции с ФГИС значительно упрощает бизнес-процессы на производстве, которые возникают с введением обязательной маркировки.

Что дает производителю модуль интеграции с ФГИС

  • Модуль получает уникальные QR-коды из системы «Честный знак».
  • Управляет печатью этикеток серийных номеров на производственных линиях и при формировании транспортных упаковок.
  • Уведомляет систему о вводе в оборот продукции с определенными кодами.
  • Управляет процессами и уведомлениями ФГИС в тех случаях, когда необходимо отобрать образцы, перепаковать товар, а также при обнаружении брака и отгрузке продукции с производства.

Что нужно дистрибьютору

Если вы дистрибьютор, при поступлении маркированных товаров на склад необходимо проверить, соответствует ли товар, указанный в накладной, реально поступившим товарам. После приемки дистрибьютор уведомляет систему о принятых товарах и их новом местонахождении. В процессе складских операций необходимо создавать новые транспортные упаковки для клиентов, а для этого необходимо генерировать новые коды, проверять их уникальность, заносить данные в систему и так далее.

Что дает дистрибьютору модуль интеграции с ФГИС

  • Модуль уведомляет ФГИС об оприходовании продукции на склад.
  • Уведомляет ФГИС о разборке палет или коробов.
  • Генерирует, проверяет и печатает коды новых сборных коробов и палет.
  • Уведомляет ФГИС о создании новых транспортных упаковок с маркированной продукцией.
  • Уведомляет ФГИС об отгрузке со склада следующему контрагенту либо выводе из оборота в случае забраковки, недостачи или передаче конечному потребителю.
  • Уведомляет ФГИС о повторном вводе в оборот при возвратах продукции.

Есть еще один нюанс, почему дистрибьютору важен модуль интеграции с ФГИС. На складе в соответствии с заказом розничной сети, конкретного магазина или аптеки отбираются товары поштучно и складываются в один или несколько коробов именно для этого заказчика. При отборе сканируется код товара. На этом этапе может возникнуть проблема, если не проверять в онлайн-режиме, зарегистрирован ли код данного товара на вашем складе.

Это связано с тем, что принимают товар на склад не всегда поштучно, поскольку на одной палете может находиться несколько сотен единиц товара. При приемке сверяются коды, указанные в накладной, и проверяется их регистрация в системе ФГИС. Все сошлось, но по факту предыдущий контрагент мог ошибиться и положить в какой-нибудь короб на палете товар с кодом, не указанным в накладной.

Что может случиться?

Если во ФГИС передается информация о новой, сформированной для заказчика упаковке, и в этой упаковке есть товар с кодом, который не зарегистрирован на вашем складе, операция заблокируется.

Это значит, вы не сможете вовремя выслать вашему клиенту товар, ведь отправка невозможна без уведомления во ФГИС. Надо будет перебирать весь короб или палету, искать товар с незарегистрированным кодом и менять его на тот, который зарегистрирован на вашем складе. Это время, а время — деньги.

Как решить эту проблему

Выполнять запросы во ФГИС по каждому коду в момент их отбора — нереально. Поэтому модуль интеграции должен иметь собственную локальную базу данных. В эту базу из ФГИС загружается вся информация по каждой поставке.

Это позволяет при приемке и отборе в онлайн-режиме контролировать соответствие кодов коробов и серийных номеров продукции в этом коробе. Например, если при отборе сканируется товар с незарегистрированным кодом, об этом моментально приходит уведомление, и отборщик во избежание блокировки отгрузок отбирает лишь те товары, которые зарегистрированы на складе.

Что еще потребуется дистрибьютору

Для работы со штрихкодами коробов на приемке и отгрузке, для работы с уникальными кодами при сборке коробов, переупаковке, отбраковке, возвратах, конечно, необходим хотя бы базовый функционал системы складского учета, работающий с терминалами сбора данных. Автоматизация склада всегда была конкурентным преимуществом и позволяла увеличить точность учета и скорость складских процессов, увеличить вместимость склада благодаря оптимизации хранения. С введением обязательной маркировки автоматизированная система складского учета на складе дистрибьюторов и оптовиков становится необходимостью.

Что нужно на точке продажи

На точке продаж, так же как и на любом складе при приемке товара, вам надо будет сканировать коды маркировки, сверять их с указанными в электронных накладных, отправлять информацию в систему «Честный знак», а при продаже уведомлять систему о выводе товара из оборота. Для этого нужны будут онлайн-кассы, которые с помощью чека будут сообщать о выбытии товара из оборота. При возврате покупателем, например, обуви или одежды вам надо будет заново вводить товар в оборот. На точке продажи в зависимости от ее размера также может быть актуальна переупаковка или отбраковка товаров. Поэтому чем больше точка продаж, тем актуальнее для вас модуль интеграции с ФГИС. Крупной точке продаж потребуется то же, что и дистрибьютору, плюс кассы.

Источник: РБК

 

 


Поделиться:





Подписка на новости