Новый порядок регистрации деклараций о соответствии

16.11.2020 Новости промышленной политики и технического регулирования

1 января 2021 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка [ведения реестра]». Специалисты Агентства РСТ  рассказывают, что с этого дня изменится для заявителей.

На самом деле, нельзя сказать, что грядут какие-то глобальные изменения в процедуре декларирования. Скорее даже наоборот: новые правила написаны "вслед" за наработанной практикой процедуры и, по сути, только обобщают скопившийся опыт и уточняют некоторые формулировки.

Главное изменение — органы по сертификации лишаются возможности регистрировать декларации о соответствии в едином реестре.

Данное решение нельзя назвать неожиданным — сервис регистрации деклараций о соответствии на базе ФГИС Росаккредитации работает уже несколько лет. И руководство ведомства минимум год открыто заявляет, что участие органов в процессе декларирования — это временное решение, которое было актуально на этапе становления, но теперь от него пора избавляться.

Публичные обсуждения текста приказа прошли с 15 июня до 7 июля 2020 года, тогда уже стала известна точная дата вступления в силу: 2021 год. Но обо всём по порядку.

Нормативная база

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года.

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

Что останется без изменений

Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:

Что изменится

Собственно, единственное значимое изменение — органы больше не регистрируют декларации о соответствии в реестре.

Теперь это делает только Федеральная служба по аккредитации и только с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. За редкими исключениями (о них в конце).

Иными словами, подать заявление на регистрацию декларации теперь можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. И подписывать его заявителю необходимо только своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП). Подача заявления в Росаккредитацию лично или по почте Приказом №478 не предусмотрена.

Ещё раз отметим, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей уже давно, и многие из них выбирали именно такой способ. Теперь, с 1 января 2021 года, выбора у заявителя (регистрировать самому или через орган) уже не будет.

Из этого вытекают все остальные изменения в порядке регистрации деклараций. Собственно, это даже не изменения, а уточнения, подробно описывающие взаимодействие заявителя и Росаккредитации:

Необходимые документы и сведения для регистрации декларации (п.7)

7. Для регистрации декларации о соответствии в единый реестр с использованием сервиса регистрации деклараций о соответствии передаются, вносятся и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или органа по сертификации следующие сведения и электронные образы (скан-копии) документов:

    • 7.1. Заявление о регистрации декларации о соответствии, подписанное заявителем и содержащее следующие сведения:
      • а) сведения о заявителе, а также контактные данные, в том числе для потребителей, включающие в себя:
        • для юридического лица — полное наименование заявителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, а также уникальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер телефона (при наличии) и адрес электронной почты (при наличии);
        • для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, — фамилию, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), а также уникальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер телефона (при наличии) и адрес электронной почты (при наличии);
      • б) наименование и местонахождение изготовителя продукции, адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции, в том числе с указанием УНП/GLN (уникального номера предприятия/Global Location Number, глобального номера расположения) в случае декларирования соответствия продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территории стран - членов Евразийского экономического союза;
      • в) информацию об объекте декларирования, позволяющую его идентифицировать, в том числе сведения о продукции, включая:
        • наименование и обозначение продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии);
        • название продукции (при наличии);
        • международный код GTIN (Global Trade Item Number) в случае декларирования соответствия продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территории стран - членов Евразийского экономического союза;
        • иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (товарный знак, размещенный на продукции (ее упаковке), модель, артикул, сорт и иные сведения) (при наличии);
        • обозначение и наименование документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ) (при наличии);
        • наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие); для продукции серийного выпуска производится запись "серийный выпуск"; для партии продукции указываются реквизиты товаросопроводительной документации, идентифицирующей партию продукции, идентификатор партии, размер партии, а также наименование единицы измерения размера партии; для единичного изделия - реквизиты товаросопроводительной документации, идентифицирующей единичное изделие, заводской номер изделия, дата изготовления единицы продукции, дата истечения срока годности единицы продукции;
      • г) код (коды) продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - код ТН ВЭД ЕАЭС) и (или) код (коды) продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2);
      • д) наименование и обозначение (в зависимости от вида декларации о соответствии, в отношении которой представляются сведения):
        • технического регламента (технических регламентов), на соответствие требованиям которого проводилось декларирование соответствия;
        • нормативных документов с указанием разделов (пунктов, подпунктов), на соответствие требованиям которых проведено декларирование соответствия и которые предусмотрены единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии;
        • нормативных документов с указанием разделов (пунктов, подпунктов), на соответствие требованиям которых проведено декларирование соответствия и которые предусмотрены единым перечнем продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.
        • При проведении декларирования соответствия допускается не указывать разделы (пункты, подпункты) нормативных документов в случае применения этих нормативных документов в целом;
      • е) сведения о примененной схеме декларирования соответствия;
      • ж) регистрационный номер таможенной декларации или иных документов, оформляемых при таможенном декларировании на продукцию, ввезенную для проведения исследований и испытаний в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соответствия, или сведения о причинах, по которым таможенная декларация в соответствии с правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, не оформляется;
      • з) сведения, представленные в декларации о соответствии в качестве дополнительной информации:
        • обозначение и наименование стандарта, включенного в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), или обозначение разделов (пунктов, подпунктов) и наименование такого стандарта, если соблюдение требований технического регламента (технических регламентов) может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) этого стандарта, а не стандарта в целом (в случае их применения);
        • обозначение и наименование иных стандартов и документов (в случае их применения);
        • условия и срок хранения продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами, нормативными документами, документами по стандартизации и технической документацией изготовителя);
        • срок службы (годности) или ресурс продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами, нормативными документами, документами по стандартизации);
        • иную информацию, в том числе сведения о дате изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения (при наличии).
    • 7.2. Сведения, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
    • 7.3. Договор с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица).
    • 7.4. Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) либо требованиям нормативных документов, документов по стандартизации (в зависимости от вида декларации о соответствии, в отношении которой представляются сведения), включая:
      • протоколы исследований (испытаний) и измерений с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), а в случае, если это предусмотрено схемой декларирования соответствия, - наименования аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
      • сертификат системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
      • заключение об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера и даты оформления;
      • другие документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), нормативных документов, документов по стандартизации.
    • 7.5. Документы (договор с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица), подтверждающие необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб (образцов) продукции (с 1 августа 2021 года).

Основания для отказа в регистрации декларации о соответствии (п.13)

13. Основаниями для отказа в регистрации декларации о соответствии являются:

а) несоблюдение заявителем установленных требований к форме декларации о соответствии;

б) представление документов и сведений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, не в полном объеме;

в) отсутствие в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании и праве Евразийского экономического союза требования, устанавливающего, что соответствие определенного вида продукции требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и права Евразийского экономического союза подтверждается в форме принятия декларации о соответствии;

г) несоответствие заявителя, принявшего декларацию о соответствии, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и права Евразийского экономического союза, устанавливающим круг заявителей для определенного объекта декларирования соответствия (серийный выпуск, партия или единичное изделие);

д) отсутствие в декларации о соответствии и в заявлении о регистрации декларации о соответствии, представленных заявителем в виде электронных документов, усиленной квалифицированной электронной подписи.

Внесение изменений в декларацию о соответствии (п.14)

14. Внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается. При необходимости внесения изменений заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет её регистрацию в соответствии с настоящим Порядком.

При регистрации новой декларации о соответствии заявитель принимает решение о прекращении действия декларации о соответствии, подлежащей замене. При этом в едином реестре производится запись "принята взамен" и указываются регистрационный номер и дата регистрации декларации о соответствии, подлежащей замене.

Регистрация новой декларации по старым протоколам (п.15)

15. Заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет её регистрацию без представления документов и сведений, предусмотренных подпунктами 7.2-7.5 пункта 7 настоящего Порядка, в следующих случаях:

    • выявления в декларации о соответствии и приложениях к ней ошибок (опечаток);
    • изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), места жительства (индивидуального предпринимателя), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;
    • изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица) изготовителя продукции;
    • изменения кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2;
    • сокращения количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.

В случае изменения номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя, а также кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2 замена декларации о соответствии и (или) приложений к ней не требуется и осуществляется по усмотрению заявителя.

Также в Приказе №478 впервые закреплены определения статусов документов (действует, архивный, приостановлен, отменён, возобновлён).

Исключения

Статья 3 Приказа №478 гласит:

3. Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные [органы по сертификации].

Ключевое слово — «исключительно». И в данном случае под правом ЕАЭС подразумевается текст конкретных технических регламентов. Например, в ТР ТС 006 / 2011 «О безопасности пиротехнических изделий» явно указано, кто может регистрировать декларации о соответствии (статья 6, п.4):

Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Никакого упоминания о регистрации каким-то иным способом. В отличие от большинства других техрегламентов, указывающих, что регистрация деклараций осуществляется в порядке, установленном ЕЭК (как правило, Решение Коллегии ЕЭК №41).

Аналогичная ситуация (но в иных формулировках) в трёх железнодорожных техрегламентах: 001, 002 и 003. По ним, как и по ТР ТС 006, для регистрации декларации заявитель по-прежнему обращается в орган. И, кстати, сделать это он может уже лично или по почте.

Что дальше?

Покажет, конечно, только время. Но очевидно следующее: заявители, понимавшие неизбежность процесса, уже давно регистрируют декларации самостоятельно, взаимодействуя только с аккредитованными лабораториями (и то не всегда).

Нужно обратить внимание не на то, что органы выпали из процесса (это рано или поздно произошло бы), а на то, что за время, пока заявители регистрировали декларации через органы, у них успели сложиться определённые взаимоотношения.

Современный формат позволяет эти взаимоотношения сохранить, но станет для них серьёзной проверкой. Однако, именно в ней станет видно, кому нужно Ваше спокойствие, а кому нужны Ваши бюджеты.

30 октября мы запустили небольшой опрос с тестом для заявителей на их готовность к изменениям. Узнать результаты этого опроса и пройти сам тест (чтобы узнать свой результат) Вы можете по ссылкам ниже:

>> Пройти тест на знание нового порядка регистрации деклараций

>> Узнать результаты опроса

Источник: ООО «Агентство РСТ»

 

 


Поделиться:



Подписка на новости